ОБ УМЕ И РАЗУМЕ
проповедь
«Вам проповедь, что льется
как ручей»,
Без шума, без обманчивых
речей,
О сути неизменчивой вещей".
В своих статьях мы часто говорим об уме и разуме человека, подразумевая, что это не одно и то же. Но не все понимают эту разницу. Поэтому сегодня мы поговорим о людях умных и разумных.
И хотя для современного «научно-технического» человека ум и разум — это зачастую одно и то же, но отличие между умным и разумным хорошо видно в быту.
Так, умный человек — это человек, умеющий что-то хорошо делать (умею — ум имею). Например, это способный или даже талантливый мастер «на все руки», у которого дом — «полная чаша», и любое дело ему по плечу. Он живет в материальном достатке и благополучии. Но при этом запросто может напиться «до чертиков»; ни с того ни с сего оскорбить другого человека; украсть что-то, одним словом сделать что-то такое, о чем потом будет долго жалеть. Он руководствуется формулой: «один раз можно!» Но ведь всем известно, что за «один раз» можно иногда расплачиваться всю жизнь. Тогда чем же объяснить такое поведение умного человека в жизни? А тем, что, ощущая способности к какому-то делу, он начинает считать себя «избранным», не таким, как все, и потихоньку снимает нравственный барьер внутри себя. И однажды преступает закон. И если дело не доходит до уголовной ответственности, то в быту это называется элементарной распущенностью. За нее человек рано или поздно расплачивается тем, что кто-то другой, мыслящий так же, как он, проделает с ним то же самое. Так торжествует справедливость.
Про такого человека точным будет сказать, что его способности — его умение (ум), затмили ему разум. Иначе и не скажешь. Поэтому и говорят: умный, но неразумный. Или еще: «без Царя в голове».
Разумный же человек как раз руководствуется не своими мыслями, а установками Всевышнего, которые и представляют нравственный Закон внутри нас. Такой человек много не говорит, но речь его насыщена смыслом; он ест и пьет в меру, и вы никогда не увидите его лежащим лицом в тарелке за праздничным столом по причине упития вином; он не хвастлив, ненавязчив в общении, но приятен и обходителен с людьми. Одним словом, он — разумен. И даже если он не настолько хороший специалист своего дела, как тип, описанный выше, вы всегда предпочтете иметь дело с ним, а не с наглым и ненадежным умником.
Ибо за разумными всегда стоит Аллах.
Так что же такое разум в бытовом понимании этого слова? Да это просто-напросто знание меры в делах и поступках. Сам Аллах все творит по мере, поэтому Он любит тех, кто эту меру соблюдает. И, в конце концов, разумный достигает выдающихся результатов. Все великие шедевры, будь то произведения искусств или научно-технические достижения, основаны всегда на правильном соблюдении пропорций. И находятся эти гениальные пропорции часто интуитивно, а не какими-то сложными вычислениями.
Эта интуиция и есть знания нашего сердца, которые мы часто называем мудростью. Поэтому разумный человек — это еще и мудрый человек. Есть такой анекдот, разъясняющий, чем умный отличается от мудрого? — «Умный из любого затруднительного положения найдет выход, а мудрый в такое положение просто не попадет!» В этом есть истина, ведь предупредить зло — это и значит быть мудрым. Таким образом, мудрость позволяет избежать потерь в жизни, а, порой, сохранить и саму жизнь. И что еще важнее — научить этому своих детей. А забота о своем потомстве также более входит в понятие разумности чем «умности».
Я знал одного этнического (по крови, но не по убеждениям!) мусульманина, который в зрелом возрасте оставил свою жену и троих детей, старшему из которых было всего 12 лет (причем семья была очень хорошей) и ушел жить к другой женщине с чужим ребенком. Объясняясь со своей женой, он сказал: «Мне это надо (хочется)!» Это был человек, который не совладал со своими животными страстями. На вопрос: «Что станет с его детьми?», он ответил, что они сами о себе позаботятся! Он имеет кое-какой стабильный доход, и небольшую должность, которая ему помогает решать его бытовые вопросы. Больше он решил ни о чем не заботиться. А своих детей оставил на воспитание другим. И хоть нельзя этого человека назвать глупым (материально он неплохо устроился), но и разумным его назвать тоже нельзя. Вот и получается, что человек от скота отличается только разумом, а не умом. Ведь скотина тоже умеет делать детей!
И значит, у человека есть ум, и есть разум. И это не одно и то же.
Коран потому является мудрой Книгой, что делает людей духовно зрячими. Ведь это Книга о невидимом. В ней поднимается завеса тайного. И все тайные дела становятся видны.
Перед Аллахом разум важнее ума. Но хорошо, когда эти две категории развиты гармонично. Чаще же мы используем немного того, немного другого. И выходит ни то, ни се. В Коране по этому поводу сказано, что человек стремится к противоположным вещам:
«Поистине, разнятся устремления ваши!» (92:4).
Выдающийся поэт Востока Омар Хайам этот аят растолковал так:
«Несовместимых мы всегда полны желаний:
В одной руке бокал, другая — на Коране.
И так вот мы живем под сводом голубым,
Полубезбожники и полумусульмане».
И чтобы этого не было, нужно держаться аятов Корана. Аяты Корана укрепляют человека, делают собранным и целеустремленным, уравновешивают его ум и разум.
РАУЛЬ ТУХВАТУЛЛИН,
имам мечети Хасан-Нур
А что в России есть еще и другие муллы и муфтии? Вот читаю на сайт ИсламНевс рассказ о хазряте Аббасе Бибарсове из села Средний Елюзани, кстати, отце двух других муллах — Мукаддаса и Аюба Бибарсовых. Для возведения минарета было закуплено 110 тыс. кирпичей, Когда минарет построили, группа прихожан заинтересовалась расходами на его строительство, выяснилось, что 30 тыс. кирпичей «испарились». И «доят» эти имамы народ как дойную коровушку, а получает этот бедолага народ 5-6 тысяч пенсии и кормит этих ненасытных хазрятов, а они только и делают, что «клепают» детишек, тоже в будущем себе подобных имамовм. Так, у Мукаддаса Бибарсова уже 7 детишек от двух жен, а ему еще и 50 нет. Может пора им начинать вкалывать, чтобы заработать свой прожиточный минимум?
Здравия желаем и процветания, уважаемая редакция!
возможно мой вопрос прозвучит здесь не к месту, но очень хотелось наконец прояснить ситуацию с обращением к родителям мужа,конечно же по шариату. Что вы можете сказать по этому поводу? Благодарю заранее
Где-то на вашем сайте прочитала,как кто-то поделился своим опытом снижения жара посредством аятов Корана, но записать не успела, и потом экстренно пришлось покинуть инет, после сколько раз пыталась найти этот комментарий с номером суры и аята найти не смогла.
Буду очень признательна, если кто-нибудь подскажет.
Возможно кто-то знает еще какие-то ключевые слова или аяты на другие случаи,также буду очень признательна
Добрый день ,уважаеая Минникамал ! Аят снижения жара посредством аятов Корана описана в разделе сайта "Создание Разума — её автор Найля — комментарий от 13 марта 2011 г
Ассаляму алейкум! А где, интересно, говорится в Коране о динозаврах, о том времени когда они жили, и когда исчезли?
А почему мой вопрос удалили? Просто хотела знать, что не так, может не в тему. Пожалуйста, ответьте.
«Поистине, Аллах будет посылать для этой общины каждые сто лет того, кто будет возрождать для них их религию!». (Абу Дауд 4291, аль-Хаким 4/522, ат-Табарани 6527. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Байхакъи, аль -'Иракъи, Ибн Хаджар, ас-Сахауи, ас-Суюты, аль-Мунауи, аль-Альбани, Мукъбиль и др.).
Вижу в Вашем труде обновление религии.