→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Январь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

→ Архив статей

ШКОЛА КОРАНА

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ КОРАНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ часть I

На торжествах ЦДУМ в Уфе В. Путин говорил о необходимости создавать мусульманские институты, помогать восстановлению российской богословской школы. Но дальше слов дело пока так и не пошло. Кто это будет исполнять? Какова стратегия? На кого возлагается ответственность? Кому дано поручение? Этим нужно заниматься в экстренном режиме, иначе мы обречены на ситуацию, подобную сирийской.

Галина Хизриева,
ученый, автор многочисленных научных трудов, знаток Кавказа, специалист по радикальному исламизму (Из интервью «Ваххабизм — трагедия для мусульман» на islamio.ru от 01.12.2013).

Эти строки, высказанные человеком, знающим положение дел Ислама в России изнутри, как нельзя лучше освещают проблему российских мусульман. Без единой религиозной школы российскую умму ожидает дезорганизация и хаос. И промедление в этом вопросе действительно смерти подобно.

Это происходит оттого, что сегодня среди мусульман не доминирует какая-то одна религиозная школа, которые, к слову сказать, никто толком уже не изучает, а принимает на веру идеологии, часто не имеющие ничего общего с теми школами, к которым их приписывают. Например, от первоначальной прогрессивной идеи ваххабизма, основанного на  ханбалитской школе, как очищение ислама от различных чуждых ему примесей, пришедших от культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов, (как, например, паломничество к могилам святых, которое они рассматривают как поклонение мёртвым), уже почти ничего не осталось. По мнению известного религиоведа Романа Силантьева: «Сейчас под ваххабизмом понимается не конкретная и чётко выраженная религиозная идея, а совокупность идеологий исламского происхождения, проповедующих крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим. И оправдывающих их убийство. Проще говоря, традиционные мусульмане уживаются с представителями иных исповеданий, а ваххабиты — нет».                                                                                                            

И теперь нам приходится выбирать уже не между учениями различных школ, а между мирным и радикальным проявлением в религии; мистическим и материалистическим течениями в ней; между традиционным и нетрадиционным взглядами в Исламе. От теологических школ сохранились лишь абстрактные идеи, которые являются скорее различными гранями одного целого Учения, чем альтернативными мнениями. Мышление различных мусульман абстрагировалось и поляризировалось, в результате умма разбилась на противостоящие друг другу части, ...которые все по-своему правы.

Например, основным постулатом салафитов является отказ от всех сомнительных, то есть появившихся уже после первых (праведных) халифов, интерпретаций Корана и Сунны и обращение к результатам Божественного Откровения как к абсолютно достоверному первоисточнику. И это отчасти верно, мусульманин должен уметь пользоваться Кораном — как источником своей религии. В принципе, такой подход и составляет один из пунктов Учения Аллаха, однако никто сегодня толком не знает, как это делать правильно. С другой стороны, в различных толкованиях, какими бы они сомнительными не выглядели, есть своё рациональное зерно и свои последователи. А этого нельзя отвергать! Здесь уместны слова имама Шафии (основателя одного из четырёх мазхабов в Исламе): «Моё мнение правильное, но не исключающее ошибку, а мнение другого ошибочное, но не исключающее правоту». Необходимо учиться отделять зёрна от плевел, дабы вновь воссоединить все разноголосящие части уммы.

Иными словами, мы должны научиться не отрицать огульно, а использовать разные идеи в религии на благо уммы. Объединение и продвижение знаний и есть наш путь развития. В жизни мы часто видим мусульман, которые обсуждают второстепенные вопросы, возникшие еще тысячи лет назад, к которым ученые подходили с мудростью, пониманием и уважением мнения других. Не пора ли нам отложить в сторону эти спорные вопросы, не навязывая друг другу свои мнения, и задуматься о настоящем, о проблемах, с которыми мы сталкиваемся каждый день, о положении нашей уммы. Для этого и необходима единая школа толкования Корана с общими объединяющими принципами. Такая школа проявит всё богатство исламского наследия и раскроет в полной мере способность Ислама отвечать потребностям человека. Необходим единый взгляд на Коран. А для этого необходимо целостное видение Учения Аллаха, подтверждаемое научными фактами. Только наука сегодня убеждает всех, поскольку она добывает из общего потока информации истину. Поэтому разработка такой школы верховной духовной властью была вверена учёным НИЦ по изучению феномена Корана «Нур», которые на протяжении вот уже 14 лет работают с самим первоисточником. В состав исследовательской группы входят люди не просто «зубарящие» теологию, но уже созидающие её на стыке светских и духовных дисциплин. И ещё. Мусульмане никогда не подпирали толкование аятов Корана чисто теологическими теориями. Они всегда делали это при помощи светских дисциплин. Отсюда все мусульманские теологи были и научными разработчиками идей Корана, основателями таких светских наук, как химия, астрономия, математика, оптика и других. А в Исламе никогда не было богословской школы, но всегда была школа научного толкования Корана. И мы предлагаем сохранить это название, определяющее суть  её деятельности.

Ниже мы приводим основные положения российской коранической школы, возрождаемой нами всё это время. При этом мы исходим из главного постулата теологии для любой религиозной школы: она должна приводить человека к Богу. Из этого и следуют основополагающие моменты преподавания в такой школе:

1.Основанность на первоисточнике. Мы должны вернуться к первоисточнику, учиться говорить не о Коране, а по Корану. То есть школа должна учить раскрывать аяты Писания. Основой Ислама служит Коран, поэтому основой школы Ислама также должен быть разбор Корана. Вроде это очевидно и даже так и есть, но на практике оказывается,  для того чтобы начать работать с первоисточником, надо прежде перечесть чуть ли не все существующие в мире труды мусульманских теологов. А после того, как в сознание верующего годами вбивается «истинность» той или иной точки зрения, он уже не может понимать Коран творчески. Да и сама Книга перестаёт его интересовать. И на словах теологи понимают Коран, а на деле не умеют работать с ним. Получается, что на сегодня это единственные специалисты, которые не владеют своим предметом, ибо они не умеют отвечать на вопросы об аятах по существу. Их ответы туманны, отвлечённы, часто противоречивы. Меж тем, сам пророк Мухаммад (сгв) показал нам, как надо разъяснять аяты Корана. Например, в Писании есть такой аят: «Помните же обо Мне, и вспомню Я вас!» (2:152). В одном из хадисов посланник Аллаха (сгв) пояснил его: «Помни об Аллахе, когда тебе хорошо, и Он вспомнит о тебе, когда тебе плохо». Именно так — просто, ясно и конкретно должен отвечать специалист своего дела на поставленный по его предмету вопрос. И именно так делали сахабы (сподвижники пророка). Этому и призвана обучить возрождаемая нами теологическая школа.

Мы возвращаем человека к работе с Живым Словом Живого Аллаха — Кораном! Это приучает его к творчеству и оживляет духовно. Настоящий теолог должен уметь работать со своим первоисточником. Понимая текст, он и другим сможет объяснить его. Научить человека понимать Коран — прямую речь Аллаха — это и значит научить его говорить с Богом, что есть необходимое условие для возврата человека к Нему.
Коран — это программа жизни человека. Поэтому цель такой школы — привести адепта к пользованию Кораном как руководством — инструкцией на каждый день. В задачи же входит обучить его работе с аятами Книги.

2. Обновляемость знаний о Коране. Научные открытия, происходящие в современном мире, привели именитых учёных к признанию Корана как подтверждённого наукой источника знаний. Дело обстоит даже так — на всякое открытие, сделанное учёными, мусульмане отвечают фразой: «Это уже есть в Коране!». Однако, несмотря на факт предсказания научных открытий в своём Писании, сами они к ним руки не приложили. Концентрация знаний в главной Книге Ислама уже не приводит к качественному изменению самих мусульман. Пользуясь этим, начиная с конца XIX-ого столетия — периода начала научных революций, западный мир развязывает всё новые колониальные войны, увеличивая прессинг на восточные, и, прежде всего, мусульманские страны. Политическая обстановка в мире по отношению к мусульманским государствам со времён крестовых походов вновь стала откровенно неблагоприятной. К изучению причин сложившегося положения и привлекли учёных.

Они же пришли к выводу, что причиной отставания мусульман оказалось ненаучное понимание своего Священного Писания — Корана. Поскольку Коран практически весь и состоит из описания научных фактов, то и толковать его нужно было на научной основе. Без такого подхода все его толкования низкопошивны, двузначны, оставляют пространство для философских спекуляций, в целом способствуя проявлению радикализма. Это и служит поводом для отчуждения мусульман в обществе.

При этом работа НИЦ «Нур» выявила следующие закономерности продвижения народов на арене истории:

1. Народы обретали социальную активность с приходом пророков, приносивших, и что ещё важнее, учивших их толковать Священные писания. Именно этот исторический момент надо брать за настоящую точку отсчёта будущего благополучия народов. Примером могут послужить практически все народы древнего Востока — Вавилона, Индии, Египта, Израиля, Китая и других. А также западные народы, вспомним представителей Древней Греции, чья культура продвигалась по мере прогрессирования их прописных религиозных культов; или народы западной Европы, звезда которых взошла после принесения им   апостолами Библии.

2. Пик активности того или иного народа — господство над другими народами приходился на период, когда   Священное писание получало научную интерпретацию, то есть на его основе рождалась некая теория познания, позволявшая делать научные открытия, кои и обуславливали чьё-то интеллектуальное доминирование. Поэтому взлёт народа происходил не сразу по приходу писания, а лишь после соединения его идей с научными разработками. Примером могут послужить арабы-мусульмане 9-ого — «золотого» века Ислама, когда культура и влияние Внутренней Аравии распространилась на весь просвещённый мир того времени. То есть это произошло через 200 лет после пророка (сгв), когда идеи Корана стали разрабатываться научно. Или современное влияние на мир США, в корне своём основанное на масонских технологиях, вытекающих из научной интерпретации мировых религиозных текстов и вообще источников знаний, полученных мистическим образом (по вдохновению). Это — классический путь прогресса любого общества и создания любой цивилизации.

И оттого, будет ли религиозная школа Ислама в России научной, зависит будущее уммы. Наука и позволяет обновлять понимание Корана. На этом великом принципе — обновления, заложенном ещё пророком Мухаммадом (сгв), основывались все корифеи — последователи джадидизма (обновления) в Исламе, внёсшие свою лепту в создание отечественной коранической школы,  такие как Риза Фахретдин, Мифтахетдин Акмулла, Шигабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Исмаил Гаспринский, Мухаметсалим Уметбаев, Зайнулла Расулев, Муса Бигеев.

Для того чтобы синтезировать новые научные данные со сказанным в нём мы предлагаем изначально заложить в изучение феномена Корана академический подход к Священному

Писанию мусульман, основанный на:

а) особой теории познания Корана;

б) специального метода толкования его аятов;

в) наличие системы в изложении учебного материала.
 

Теория научного познания. Эта теория основана на двух составных: идее о том, что в каждом аяте Корана заложено какое-то научное открытие — с одной стороны, а с другой — научном подходе к работе с самими аятами. Последний заключается в следующем: не всё, что вам нравится в теории религии, правильно! Оттого всё надо толковать и проверять на соответствие научным данным! Это и есть научный подход к Корану.
Возьмём для примера такой аят:

Запрещены вам матери ваши, и дочери ваши, и сестры ваши, и тетки ваши по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры. И матери ваши, которые вскормили вас, и сестры ваши по кормлению, и матери жён ваших. И воспитанницы ваши, которые под опекой вашей, и под опекой жён ваших, к которым  вошли вы уже. А если еще не вошли вы к ним, то не будет греха на вас. И жёны сыновей ваших, которые от чресл ваших. И вместе сестёр двух... (4:23).

В этом аяте предвосхищено открытие целой науки — генетики и её законов. Ведь по законам генетики   информации в генах должна обновляться (чего как раз и не происходит, когда люди женятся на близких родственниках), иначе в организме нарушаются процессы приспособления и изменчивости к окружающей среде, и он становится неспособен выживать в постоянно меняющихся условиях. Теперь посмотрите, в этом аяте заложено научное открытие, которое одновременно служит и достоверным его толкованием. Здесь и проявляется торжество нашей теории научного понимания аятов. То есть каждый аят несёт какую-то научную подоплёку, которая в терминологии религии называется тайным знанием. Расшифровать их — значит найти практическое применение аяту. Тогда Коран и становится руководством для человека.

Это мнение подтверждается и другими учёными. Например, профессор молекуляр-          ной генетики и генетики человека, гинекологии и обсцентрики Джо Ли Симпсон сказал: «По-моему нет никакого противоречия между генетикой и религией, напротив, религия, добавляя вдохновения и благодати некоторым традиционным научным подходам, может направлять науку, наука же отражена и существует в Коране, и спустя много веков было доказано, что все откровения Корана имеют силу, и эта опора истинности сведений Корана снисходит от Аллаха».

1 comment to ШКОЛА КОРАНА

  • Круто. Добавлю блог в избранное и друзьям посоветую. Ждите новых читателей

Leave a Reply