→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Январь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

→ Архив статей

СЕКРЕТ ДЖОКОНДЫ

Аяты Корана содержат общие принципы мироздания, поэтому могут объяснять не только тайны природы, но и секреты человеческого гения. И опираясь на один из них, мы попытались раскрыть давнюю загадку, будоражащую умы человечества. Речь идёт о портрете Лизы Герардини, жены маркиза дель Джокондо, известной также под именем Мона Лиза (госпожа Лиза) — работы великого Леонардо да Винчи. 

 

Особенным этот портрет делает улыбка Джоконды. Она загадочна и окутывает тайной всю картину. В ней скрыт смысл, словно её обладатель что-то хочет тебе сказать, а ты силишься его понять. Тайна и оживляет изображение, заставляя ум говорить с ней. Тонкая, полная иронии и смысла, эта улыбка всегда ставит её обладателя интеллектуально выше того, кто смотрит на него.

Многие пытались проникнуть и в   суть этой улыбки, и самой картины, но единого мнения по ней до сих пор нет. Наиболее ходовыми объяснениями являются самые рациональные, порождённые нашим техническим веком. Их дали врачи. А их трактовки сугубо медицинские и «обвиняют» Джоконду в различных болезнях: от одностороннего паралича лицевого нерва до олигофрении и алкоголизма (доктор Риккардо Ройо-Вильянова указывает, что губы Моны Лизы скривлены в улыбке, которая обычно бывает у людей в начальной стадии алкогольного опьянения). Но вряд ли гениальный мастер из Винчи, великий художник начала эпохи возрождения — созерцатель, инженер, изобретатель, музыкант, учёный, во многом опередивший свое время, открывая законы в разных науках оставил миру образ пьяного дебила. И здесь нужно какое-то иное объяснение, тем более что эта улыбка присутствует и на других полотнах Леонардо, служа мистической гранью познанного и непознанного, как особый брэнд мастера, создавшего её. И мы дали свою трактовку этого феномена, опираясь на следующий аят Корана:

И Небеса возвел, и основал весы, дабы не нарушали равновесия вы (55:7,8).

Из этого следует, что все процессы во Вселенной зиждутся на равновесии незримых сил. Видимым проявлением этого в жизни является симметрия, служащая гарантом стабильности. Поэтому в природе всё парно и симметрично, включая и организм человека: две половинки мозга, два уха, два глаза и т.д. Леонардо да Винчи же всю жизнь проникал в тайны природы, чтобы познать главную тайну — тайну устройства самого человека. Отсюда он был хороший анатом и настоящий художник. Он рисовал анатомию тела с душой, проникая в её назначение, в смысл каждой детали. Он анализировал внутреннее устройство человека, отражающееся им во внешних проявлениях, в лице, мимике, движениях. Его изучение было направлено на то, чтобы выявить внутренний механизм, управляющий всем процессом жизнедеятельности. Как реализуются в организме человека зрительные и слуховые ощущения, каковы те физиологические инструменты, с помощью которых человек может слышать свой голос, как располагаются мускулы, осуществляются движения. Для этого он посещал даже кварталы отверженных в Милане, где жили люди с физическими недостатками, чтобы понять, чем они отличаются от обычных людей. Говоря медицинским языком, да Винчи изучал как нормальную, так и патологическую анатомию. Он изучал разницу с целью проникнуть в психику человека, ибо тогда считалось, что люди с уродствами прокляты Богом за порочность натуры. Потому их и селили отдельно.

Секреты пропорций тела, открытые им, мастер использовал в своих работах. Он хотел изобразить динамику в статике. Передать движение застывших на картине форм. Для этого гений мастера использовал нестандартный подход в образе дель Джоконды. Он слегка нарушил принцип гармонии, расположил парные части тела асимметрично. Немного, чтобы походило на жизнь. Небольшая асимметрия — это признак жизни, когда маятник физиологических процессов всегда находится в движении и никогда не стоит посредине. Ибо это означало бы застой, а он — смерть! Поэтому в жизни люди все немножко косые, кривые, если внимательно присмотреться. Это хорошо знают неврологи. Это и есть признак жизни. Как сказал один германский профессор, «полная симметрия характерна только для покойников». Ведь асимметрична не только улыбка Джоконды, но и другие части тела. Например, руки, сложенные на теле нестандартно — одна поддерживает другую. Это дало врачам повод для очередных диагнозов: болезнь Паркинсона, (правая рука прижимает левую, словно стараясь сдержать непроизвольное движение). По мнению медиков, подобный жест указывает, кроме того, на атрофию мышцы, возможно, даже левая рука Джоконды была крючковатой.

Но мы считаем, что прав бы тот, кто написал о ней следующее: «Кажется, что эта работа Леонардо направлена на преодоление барьера между живой жизнью и неживым изображением на плоскости — к максимальному „оживлению“, учитывая законы визуального восприятия зрителя!». Удалось ли это художнику, каждый для себя решает сам. Мы же, раскрывая загадки истории при помощи аятов  Корана, открываем их главное назначение — служить двигателем разума человека.

Leave a Reply