→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Март 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

→ Архив статей

ОБРАЗ РАЗЛИЧИЯ

вагаз
Сегодня мы постараемся разобрать одну из самых загадочных и важных глав Корана — «Образ различия» (Сурят аль Фуркан).

«Разногласия моей общины — это Божья милость», — сказал пророк Мухаммад (с.а.с.). Но это сказано лишь о том, что мусульманин может иметь в умме своё мнение относительно смысла аятов Корана, смысл коих очень многогранен. И это не распространяется на фарз (обязательное в вере, например, чтение намаза, держание уразы и др.). В этой фразе, если хотите заложен высший философский смысл о свободе принятия решений. А люди поняли это буквально. И стали делать всё по-своему, как Ходжа Насреддин: тот тоже советовался со всеми, а потом по-другому поступал. И для того, чтобы нам не ошибаться в общем направлении, Аллах низвёл нам в Коране суру аль Фуркан. Её мы и разберём сегодня.

Различие, на самом деле, — это огромное богатство, дар свыше, признак разума. Поэтому, в Коране человек, не способный различать добро и зло называется неразумным. Или даже безумным! Любой человек даже когда в магазине что-то покупает, осматривает товар снизу-сверху, срок годности проверяет, на качество смотрит. А в жизни не так! В жизни он слеп. Берёт и делает наобум, а потом страдает. Но если ты не знающий, спроси у знающих. Знающие — это и есть те, кто знает аль Фуркан. Давайте же разберём суть этой суры.

Агузу билляхи минаш-шайтанир- раджим. Бисмилляхир-рахманир-рахим. Первый её аят гласит:

Благословен тот, который низвёл различия рабу Своему, дабы был он для миров предостережением (25:1).

Здесь слово «назиро» переводится именно как «предупреждающий», хотя в тафсирах иногда пишут «проповедник». Но в этом есть разница. Скажем, если где-то яма на дороге, то обязательно стоит предупреждение, чтобы машина в эту яму не попала. И тут именно предупреждение нужно, а не рассуждение. Поэтому к слову Аллаха — Корану надо относиться бережно, внимательно! 

Мухаммад же (с.а.с.), пришёл предупреждать нас о жизненном пути. Вот однажды пророк (с.а.с.) на песке прочертил линию, а справа и слева от неё чёрточки. Его сподвижники удивились: «О посланник Аллаха, ты нас чертить что ли учишь?». Да нет, говорит, пророк Мухаммад (с.а.с.), эта линия ведёт до Рая. Направо и налево уходят дорожки, около начала каждой из этих дорожек сидит шайтан и говорит, там далеко ещё, никто оттуда не вернулся, давай туда, пойдём сюда, на базар, вот здесь хороший фильм привезли, а здесь дискотека, там вино продают. Так человек и пропадает, не доходя до конечной цели своего жизненного пути. Поэтому надо слушать предупреждающего, раба божьего Мухаммада (с.а.с.). Он ведь не только для арабов пришёл, но и для всего мира  — предупредить об огромной опасности, которая есть:

Тот, у которого владычество Небес и Земли. И не брал Он ребёнка Cебе, и не было соучастников у Него во владычестве. Ибо сотворил Он вещь всякую, соразмерив мерой её (25:2).

Этот аят предупреждает нас о сотворении себе кумиров, идолов, если проще. Вот из пророка Исы (мир ему) сына божьего сделали. То есть другого бога. А он только человек, который лишь пришёл в этот мир необычным путём, как Адам (мир ему). Потом люди захотели Ису (мир ему) распять, но Аллах забрал его к Себе не так, как всех, чтобы сделать знамением — свидетелем против идолопоклонников. Обычных свидетелей люди, поклоняющиеся своим страстям убивают, а этого им не достать! И в День Суда он выступит против них.

Обожествление человека, пусть даже пророка, пусть даже такого великого как Иса (мир ему) — это всё равно создание очередного кумира, который (хоть и не по своей воле!) отвращает людей от настоящего Бога. Поэтому, даже после того, как приходили предупреждающие (пророки — мир им), люди помимо Одного и Единого Бога набрали себе много божков. Теперь кто огню поклоняется, кто деньгам, кто бутылке, кто шприцу с наркотиком. Вот куда заводят эти дорожки: в преждевременную могилу, в тюрьму, в больницу, потому что человек идёт за своими иллюзиями. Опасными иллюзиями! И разве не нужно его предупреждать об этом?! Вот нам позвонила женщина из одной южной республики, сама врач, и плачет: у сына героиновая зависимость, нельзя ли что-то сделать? Дуа почитать, исцелить его как-то? А что тут сделаешь? Дорожки-то шайтана невозвратные! Поэтому и говорят, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Вот Коран и предупреждает нас далее в суре:

И взяли они вместо Него богов cебе, не творящих ничего, а тех, которые сотворены сами. И не властны они для душ своих ни вредом, ни пользой. Ибо не властны они ни над жизнью, ни над смертью, ни над возрождением (25:3).

Посланников Аллаха (мир им), за всю историю человечества, до пророка Мухаммада (с.а.с.) было много. Всевышний Аллах говорит, что ни одного народа не оставили Мы, чтобы среди них не был пророка или посланник Божий. А они или из гранита, или из глины, или из животных, птиц божества себя взяли, и им поклонялись. Глупо! Мы сейчас над ними смеёмся, но и сегодня язычество и идолопоклонничество есть. Человек говорит, что верит Аллаху, а сам без бутылки жить не может. Говорит, что верит Аллаху, а от поклонения Ему увиливает, оставляет на потом: «Вот на пенсию выйду, когда освобожусь, пять раз намаз совершать буду и пост буду в месяц Рамазан соблюдать». 

А пока доживёт, там уже язва желудка. Какой там Рамазан, три дня вытерпеть не может, какой там поклоняться, лёгкие не те, диабет, давление, и прочее, и прочее. А если бы читал человек намаз, держал уразу вовремя, то и не болел бы. Намаз ведь и ураза хранят от мерзости, когда человек забывает меру во всём — в еде, в удовольствиях, тогда и болеет. Вот и выходит, что поклонение Аллаху — это не цель, а средство достижения цели. Свободу от дел и пенсию Аллах ведь даёт, когда организм уже изношен, как напоминание о несоблюдении Договора с Ним. Был бы здоров как жеребец, в сто лет пенсию получал бы. В сущности, зачем эта пенсия нужна, ведь если б мог человек, то с радостью ещё бы для себя работал.

Почему же люди не прислушивались и не прислушиваются к предупреждающим? Вот ответ на это, данный в суре аль Фуркан:

И сказали они: «Что за посланник он? Ест он пищу и ходит по рынкам. Вот если бы снизошёл ангел ему и был бы проповедником с ним! Или бы посыпались сокровища ему какие-либо. Или был бы у него сад, откуда питался бы он». И говорят неправедные:

«Следуете вы лишь человеку завороженному» (25:7,8).

Беда в том, что люди ценят материальное выше духовного, а видимое выше невидимого. Получается, что знания они ценят меньше денег, но ведь знания приносят успех, и, в конечном счёте, деньги. Люди ждут чуда, и не хотят замечать чудес у себя под носом. Поэтому они не поверили в Коран — главное доказательство посланнической миссии пророка Мухаммада (с.а.с.). Не поверившие в него так и говорили: «Что с этим посланником Божьим!? Кушает, раз кушает, значит и в туалет ходит. И на базар ходит. Он такой же, как мы, ничем не отличается от всех. Сам говорит, что на базаре полно шайтанов, а сам там ходит, покупает что-то, иногда продаёт, да и продавать-то у него нечего». Поэтому в суре сказано о таких: «Воззри же, чему уподобляют они тебя! Заблудились они, не найдя дороги» (25:9). Пророк Мухаммад (с.а.с.), перед тем как покинуть этот мир, кое-что в заклад отдал — иногда в доме неделями горячей пищи не было. Его сподвижники говорили: «Иногда мы неделями из дома пророка Мухаммада (с.а.с.) дыма не видели, значит, ничего не жарили, ни парили...». Поэтому коммерция пророка (с.а.с.) и неверующих была разная: пророк иногда продавал вещи, чтобы жить, а те — ради наживы. И отличала пророка от остальных людей одна незримая вещь — богослышимость. Доказательством её служит Коран, а доказательством значения самого Корана сегодня служит наука. Она доказывает то, что Коран является праматерью (матрицей) всех книг.

И уже одно это говорит об огромном диапазоне последнего пророка  богослышимости! Вот эту интеллектуальную связь с Богом показать людям было и невозможно, ибо в неё можно только верить. А неверующие как раз и не верили в неё. И сегодня то же самое, нет на земле безбожников — и люди, и джины, и животные, и растения признают, что есть у них Господь. Но есть неблагодарные, которые не признают дара общения с Ним. Поэтому основным различием между правильностью и неправильностью выбора пути в жизни служит богослышимость: 

И уповай же на Живого, который Бессмертен. И превозноси хвалой Его. Ибо довольно Его Сведущим грехи рабов своих (25:58).

Когда человек обращается к Богу, Аллах не оставляет его и всегда подсказывает правильный выход. В этом весь рецепт суры аль Фуркан для различия плохого и хорошего пути. Только люди не обращаются к Нему. А если обращаются, то потом не верят, что это Он им помог. Такие и названы в Коране неблагодарными. Всё просто, и в то же время невозможно для кого-то.

И вот в противовес всем таким, в поддержку верующим, миру был явлен пророк и посланник Аллаха Мухаммад (с.а.с.) — духовно совершенный человек, который показал человечеству, что жить надо ради Корана — Слова Божьего, подсказки свыше, чтобы не ошибаться и достичь цели своего жизненного пути — Рая.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) ещё в детстве с хазратом Абу Талибом был в Сирии и видел монахов. Монахи тоже его видели и сказали: — «Над этим ребёнком есть нимб — круг святости, и святые люди это видят. Даже облако его от жары охраняет». Они предупредили Абу Талиба поскорее уехать, есть люди, которые завидуют этому. Если ягуды увидят это, они могут убить ребёнка, уезжайте быстрее отсюда. И Абу Талиб спешно бросил все свои дела и уехал.

Нимб — это знак богослышимости.  Через неё и был получен Коран. Некоторые же до сих пор говорят, что Коран измыслил сам пророк Мухаммад (с.а.с.), и помогли ему в этом люди. Но ведь Коран — это и умение различать добро и зло, а это всегда подсказка свыше. Её и надо стремиться обрести.

 Вагаз верховного муфтия РФ 

Талгата Сафы Таджуддина
 

3 comments to ОБРАЗ РАЗЛИЧИЯ

  • doni

    Аллах предупреждает:

    «Я дал тебе великое благо – как разум. Не принимай сразу то что почувствовал, видел и познал, а взвесь на весах разума, поразмысли об истинности или ложности их, умей делать различение между ними что добро что зло, что польза что вред. С его разума помощью овладевай знаниями и живи на основании этого, будь совершенным и полезным человеком, для этого я дал тебе этот великий дар. Ведь Я не дал свободу разума Нашим близким помощникам ангелам. Этим Я поставил Тебя, человеческого сына Адама превыше ангелов. Поэтому они поклонились твоему отцу – Адаму. Только по известной Мне премудрости, причине не поклонился Сатана. Я не дал Сатане превосходство над человеком. Я оставил ему возможность сбить человека с истинного пути только путем обмана. Этот способ был оставлен потому что Я создал человека со свободой выбора. На человеке свобода верить Мне или Сатане. Захочет не выберет ни Меня, ни Сатану, а будет верить своему разуму, своему разумению, способности мыслить. Кому он будет верить от того и получит свою награду. Вместе с этим, основанный на разумности каждый человек в итоге придет к идее признания Меня и обратится ко Мне. Покается от заблуждения, попросит простить от грехов. Я прощу покаявшихся от всей души. Но если он покаявшись опять повторит этот грех то Мне будет трудно простить его. Потому что я обеспечил его таким средством как разум. Не основываясь на разуме, а поддавшись грешным чувствам вызывает Мой гнев. Поэтому не ведающего себя человека Я предупреждаю сильным несчастьем испытанием. Кто осознал предупреждение, и перешел на путь истины тому Я прихожу на помощь. Я еще больше увеличиваю несчастье-испытание тому кто не пришел на путь истины. Пока человек не нашел путь истины своим разумом я продолжаю воспитывать его этим путем. Я не принуждаю измениться его. Пока он сам себя не изменит самому, он не сможет избавиться от напастей и испытаний. Мне очень легко привести человека на Мой путь. Но Я не сделаю этого. Иначе потеряется смысл от сотворения Мной человека. Мой цель проста и ясна. Человеку необходимо работать над собой, использовать разум, развивать мышление, искать знания и основываясь на знаниях найти Меня самостоятельно. Для этого сначала он должен найти себя,

  • doni

    осознать себя, свое личное «Я». Познавший себя, свой внутренний мир личность должен изучать окружающую его среду, т.е. мать природу и человеческие отношения. Развитый всесторонне человек постепенно приблизится в вершинам совершенства. Первый признак этого в том, он добровольно откажется от чрезмерной любви к материальным благам мира. Он так организует свою жизнь, что его не будут интересовать плоды его труда. Его будет интересовать только, только, только и только Мое благословение, будет жить чтобы радовать Меня и трудится. Вот такая степень будет показателем учености и они будут наследниками пророков. Обретшие свою степень совершенства человек возвратится к Моему взору. Я дам ему должность наместника на земле, дам ему в руководство определенное место на земле. Не обретших своей меры совершенства Я опять отправляю в материальный мир. Пока он не достигнет совершенства, человек так и будет скитаться между духовным и материальным мирами, претерпевать лишения и тяготы.

    У человека есть свобода воли. Он сам создает свою судьбу. Я записал его судьбу, то что у него на лбу написано. Но Я написал только хорошие дни, счастливую жизнь. Потому что тот кто изучал мои книги и следовал написанным законам и установкам гарантирована счастливая жизнь. Но человеку даны материальное тело и потребности тела. Превратившийся в раба своего тела и страстей человек служит не Мне, а своему нафсу, своему эго т.е. чрезмерным и греховным страстям, вожделению. Тело требующее прелюбодеяние, алкоголь, дающие опьянение наркотики и прочие недозволенные вещи, поддавшись им, он забывает Меня. Отдельные чрезмерно поддавшись душевным потребностям как слава, богатство, должность и.т.д. превращаются в их рабов. Вот таким обладателям негативных черт души и поступков не Я посылаю разного рода несчастья и лишения связанные с этим. Они сами призывают это на свои головы своими действиями. Я письменно предупреждал об этом людей. Получивших письменно, но обещавших следовать ему, но не выполнивших это обещание людей, ухватившиеся за подол Сатаны что Я должен сделать? Я не хочу его наказывать, потому что Я страдаю вместе с ним, так как кем бы ни был мой раб Я люблю его. Я милостив и милосерд к нему, добр и прощающий. Именно из за

  • doni

    милосердия к нему, любви к нему Я воспитываю его на протяжении веков. Видя и зная его грешные дела, Я сдерживаю себя от увеличения ему наказания. Невежественные люди настолько невежды, то что делают они не делают даже животные. Я допустил такое распутство, чтобы обеспечить то, чтобы примерный человек учился видя распутничающего, воспитанный видя у невоспитанного. Они испытание друг для друга. Учителем им является сама жизнь.

    Люди являются средством испытания друг для друга. Так они явят себя кто хороший, а кто плохой во взаимоотношениях с друг другом. Хороших Я вознагражу, а плохих продолжу воспитывать наказанием. В конце – концов они посредством воспитания поднимутся на степени воспитания и совершенства. Других путей нет. Разница только в потраченном времени для достижения совершенства и воспитанности. Кто-то усваивает урок в течении короткого времени. А кто-то по причине ленивости подольше…

    Значит, кто-то становится совершенным человеком не избегая тягот и лишений, а кто-то становится таким после страданий и тягот. Если учесть во внимание что человеческая душа живет 3,1104∙1012 лет, то нет необходимости в спешке. Времени достаточно. Кто хочет страданий лишений пожалуйста, может жить по рабом своих зависимостей, материального тела. Я тоже продолжу воспитывать такого страданиями и наказанием. Если обуздает свои зависимости – вожделения, и поймет что и материальное тело и вожделения-страсти тела даже этот материальный мир и то всего лишь средства испытания, тогда я возвращу его в Духовный Мир и поручу дело по степени его совершенства».

Leave a Reply