→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Июль 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн   Авг »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

→ Архив статей

СКАЗКА КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

В детстве все мы зачитывались народными сказками, нам было очень интересно их слушать, а подросши — читать самим. Помню, как мы с нетерпением ждали телевизионную передачу «В гостях у сказки», это был праздник для детской души!
Сейчас, видя реальные жизненные ситуации, происходящие вокруг нас, и душевные и духовные процессы в нас самих, часто вспоминаю сказки, которые слышал в детстве. Видя, как упорствуют некоторые люди в гордости, высокомерии и чванстве по отношению к другим людям, думаешь: “Настанет день, и останется этот человек у «разбитого корыта».

То есть финал этой ситуации мы знаем уже с детства, в сердце у нас есть подсказка из старых добрых сказок нашего детства. И это служит для нас утешением, когда нам приходится переносить с терпением доставляемые нам от людей неприятности. И предостережением для нас самих, чтобы не поступали так же.

Будучи по природе своей предрасположенным к духовным наукам и занимаясь изучением Корана при НИЦ «Нур», я стал по-новому открывать суть этих сказок.  И сегодня, в 47 лет, обогащенный жизненным опытом, новыми знаниями, прежние сказки я читаю другими глазами. И понимаю, что в них заложены вечные истины, одинаково нужные и детям, и молодым, и старым — всем людям на этой земле. И виден становится скрытый смысл сказки, подтекст, основная мысль, на первый взгляд невидимая, но подразумеваемая, тот стержень, каркас, на котором все и держится.

Например, сказка А.С.Пушкина «Золотая рыбка»: «Ровно тридцать лет и три года старик ловил неводом рыбу», — здесь подсказка на возраст пророка Исы (мир ему), согласно Инджилю,  в этом возрасте ему было ниспослано откровение от Аллаха и сила и подкрепление Духом Святым, т.е. Джабраилом. «Золотая рыбка» — это образ  Духа Божьего, исполнявшего желания пророка Исы (мир ему).

И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».    

Это образ искренности, бескорыстного, доброго отношения ко всему живому.

Старуха в сказке — это нафс человека, его похоть. Невоспитанное, неблагодарное отношение к Аллаху, не умеющее и не желающее быть благодарным. Чем больше потакания нафсу, тем сильнее растут его аппетиты. Но, в конце концов, нафс настолько наглеет, что хочет поставить себя выше всех, то есть поставить себя на  место Аллаха. Финал, как мы все знаем, оказывается весьма плачевным.
В последних строфах стихотворения мы видим ни что иное, как кораническое назидание: 

Поистине, что жизнь бытия подобна воде, которую низводим Мы  с неба. Вот свяжутся с нею растения земли, которыми питаются люди и животные. И когда обретёт земля блеск свой, и украсится, и думают обитатели её, что властны они над ней, приходит к ней повеление Наше ночью или днём. Тогда обращаем Мы её пожатой, будто бы и не была она богатой вчера. Так разбираем Мы знамения для людей мыслящих!   (10:24).
 
«…и думают обитатели её, что  властны они над ней…» —
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
«…постигло её  повеление Наше ночью или днем, так что сделали её пожатой, словно не была она богатой вчера»  - 
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним
землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

«Так разъясняем Мы знамения для размышляющих людей». — Хвала Аллаху, Господу миров, что теперь для меня стало ясно, в чем же была притягательная сила этой сказки — в том, что в основе её заложена вечная истина Корана!!!

Коран состоит из сур-образов. А работа с образами тренирует наше образное мышление, помогая видеть скрытую суть явлений. Наверное, всем знаком этот образ из сказок нашего детства:  сапоги-скороходы. Совсем недавно в разговоре с другом этот образ вдруг всплыл у меня в голове, как иллюстрация к тому, что рассказывал друг. Речь шла о монахах Тибета, как они умели входить в измененные состояния сознания и совершать многие вещи, неподвластные человеку в обычном состоянии.

Оказывается, для того, чтобы быстро передать письмо в другой монастырь или деревню, наставники вводили гонца в особое состояние сознания, при котором тот быстро и легко преодолевал горные кручи, словно это была ровная дорога в солнечный день.  Подобные вещи в быту люди тоже иногда делают: в страхе перед опасностью перепрыгивают через высокий забор, или проявляют такую силу, которую в них никто и не подозревал. Но в быту это происходит спонтанно, неосознанно, случайно. А в этом случае — осознанное целенаправленное вхождение в особое состояние (по желанию), и достижение изумительного результата.

Я же, как только услышал об этом, сразу вспомнил сказку, где главный герой, чтобы быстро добраться до цели, надевал чудесные сапоги-скороходы, которые сами доставляли его к  месту назначения. Только в детстве это был образ в виде натуральных сапог, даже картинка в книжке нарисована была.

А сейчас мне стало понятно, что «сапоги-скороходы» — это особого рода программа в сознании человека, запустив которую, его организм переходил на новый, «суперскоростной и экстремальный режим» работы. Получается, это не материальный образ обуви на ногах, а образ невидимой программы, которая «надевается на ноги», вернее, образ невидимой команды, отдаваемой разуму и от него — к телу.
Значит, сказка — это и рассказ о возможностях нашего разума, которых мы ещё не знаем.
Коран — это речь Бога, которая помогает человеку понять суть явлений. Многие спрашивают нас: как общаться с Богом? Почему Он не отвечает им, когда они обращаются к Нему? Но это не так. Аллах невидимый, поэтому Он проявляется в невидимом. Эта простая мысль почему-то не приходит никому в голову, хотя она всё и объясняет. Следы Его присутствия надо искать в невидимом. И Его знамения-ответы тоже о невидимом. Если обращать внимание на невидимую сторону дела, то мы поймём, что нас буквально окружают знамения Аллаха — Его аяты. А речь Бога — Коран — звучит во всём, что достойно внимания. Возьмите литературного героя — барона Мюнхгаузена. Вроде великий враль, которому нельзя верить. Но всё меняется, если мы перенесём действия из материального мира в мир духовный. Тогда его фантастическая фраза «Я вытащил себя за волосы из болота вместе с конём» приобретает совсем иной, вполне правдивый смысл. Ведь речь в этом случае идёт о джихаде — работе над своими духовными недостатками. А кто, кроме самого человека, может избавить его от собственных недостатков?! Вытащить из духовной ямы, куда он тихонько скатывается? Только он сам и может, молясь Аллаху.

Однажды, некий салаф (один из первых мусульман) прочитал притчу Аллаха в Коране, но не смог понять её смысла. И заплакал. Когда его спросили, почему он плачет, он ответил: «Всевышний Аллах говорит:

И подобия эти приводим Мы для людей. И уразумеют их лишь знающие (29:43).

Я не понял притчу Аллаха, следовательно, у меня нет знаний. И я оплакиваю то время, которое я потратил впустую, не приобретая знаний». Знаменитый поэт, мыслитель и знаток Корана XIII века ас-Саади из Шираза   так прокомментировал этот аят: «Аллах рассказывает Своим рабам эти притчи, дабы они извлекли из них пользу и почерпнули знания. Притчи являются одним из способов доведения истины до человеческого сознания, потому что они помогают рассуждать о нематериальном, опираясь на доказательства, взятые из материального мира. Именно притчи зачастую разъясняют истинный смысл тех или иных предписаний, и поэтому они приносят всему человечеству неоценимую пользу. Но постигают их смысл только обладающие знанием, которые задумываются над содержанием каждой притчи и размышляют над тем, зачем она была рассказана».

Коранические притчи нам важны, потому что они посвящены только самым главным, ключевым вопросам. И понимать их часто помогают сказки. Их и надо использовать для доведения истин Корана  до людей. Так как мне часто приходится проводить религиозные обряды по просьбам прихожан, то хочется, чтобы люди извлекали из проводимого мероприятия максимальную духовную пользу, больше понимали и не просто формально принимали участие в обряде (как в том фильме «Джентльмены удачи» — все побежали — и я побежал), а делали это осознанно, ответственно и разумно.

Тогда я, рассказывая об Исламе, привожу им притчи, помогающие усваивать материал. Например, так: пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Шайтану гораздо труднее искусить одного факиха (правоведа в Исламе), нежели тысячи джахилей (невежд)». По этому поводу вспоминается суфийский анекдот. Идут два шайтана мимо мечети, один говорит: «Дай-ка зайду, погляжу, нет ли там работы для нас». Зашёл — и через мгновенье пулей вылетает обратно. Другой шайтан его спрашивает: «Что случилось, чего ты так испугался?». Тот отвечает ему: «Да, в общем, ничего особенного, там два человека. Один усердно молится, а второй спит, да храпит так, что от его храпа колышется пламя ламп. Но у спящего такой сильный иман (вера), что я испугался и убежал». Суть притчи такова: вера, основанная на знании незыблема! В связи с этим у мусульман есть две пословицы: «Сон ученого лучше, чем поклонение невежды», и: «Сон учёного — это поклонение Аллаху!» 

Часто на меджлисах (религиозных собраниях) бывают дети. И когда  заходит речь о важности имени в жизни человека, то специально для детей я привожу образ из мультфильма о капитане Врунгеле: «Как ты яхту назовешь, так она и поплывет». И действительно, назвали яхту «Победа», но при спуске на воду, от удара, первые две буквы отвалились, и получилась «Беда». Так  и стало, на протяжении всего путешествия мы наблюдали, как экипажу приходилось преодолевать всевозможные напасти и беды, выпадавшие на их долю. Но первоначальное название «Победа», заложенное в головах команды, все-таки вело экипаж яхты и привело их к долгожданной победе. А здесь уместно будет вспомнить хадис — «Иннэ агмалюхум бин ният» — что означает — «Все ваши дела будут оценены по намерениям». Поэтому очень важно намерение родителей при выборе имени для ребенка, и соответствие имени его предназначению. В имени оно и закладывается. И не стоит детям давать имена, обозначающие название животных или зверей, которые были в ходу у народов до Ислама. Имена надо брать из Корана. Они ведут человека к свету.

В завершение хочу сказать, что сказка, также как и притча — это особая форма донесения Корана до человека. В ней заложена программа, которая со временем становится образом жизни. И чтобы люди подражали добрым героям в них, нужно пояснять им суть сказок, сопоставляя их с Кораном. Тогда, постигая истинный смысл сказа, люди будут делать правильные выводы, а он сам станет мощным инструментом преображения личности. «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» — сказал Александр Сергеевич Пушкин.

Тимур ИМАЕВ,
филолог, имам
центральной соборной мечети г. Уфы, сотрудник НИЦ «Нур».

1 comment to СКАЗКА КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

  • Светлана

    «Имена нужно брать из Корана». Встречается ли Коране имя или производные имени Раиль? Насколько мне известно, нет, хотя имя арабское, в переводе означает «основатель, фундамент».

Leave a Reply