→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Декабрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

→ Архив статей

ОЧИЩЕНИЕ ВЕРЫ

С 22 по 23 октября в Уфе прошла VIII международная научно-практическая конференция “Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века”. Мы осветим выводами наиболее важное в ней.

Агузу билляхи мин аш шайтани раджим. Бисмилляхи рахмани рахим!
Первая важная новость, прозвучавшая на конференции, была о том, что на территории РФ при поддержке правительства строятся несколько крупных духовно-просветительских комплексов: в Дагестане, Чечне, Татарстане и в Башкортостане. Это делается во избежание радикализации молодёжи — чтобы они учились религии у нас, а не за рубежом.

Такую духовную динамику страны без сомнения можно считать новым этапом развития Ислама в России.

Это знаковое событие. Оно означает очищение веры. Очищение от радикальных идей, от нетерпимого отношения к другим людям, которое пытаются сегодня примешать к религии в разных концах света. Истина познаётся в сравнении, давайте же сравнивать. Возьмём для примера тот же Египет. Аллах сказал в Коране, что не уничтожает народ до тех пор, пока среди него есть праведники, взывающие к Нему. Значит, люди, соблюдающие Ислам — это основа народа. А когда сами имамы призывают нарушать его, то Господь уже не медлит с наказанием. В том же Египте, когда сам верховный муфтий страны призвал мусульман торговать спиртным,  произошло  то, что произошло. Появились те, кто взорвал самолёт с туристами, и теперь никто туда не хочет лететь. И стране грозит нищета, ибо другого источника доходов у неё нет! А до этого акулы стали нападать на купающихся на пляжах её курортов. Это ведь знаки, которые шли уже давно! Я не говорю уже о междоусобицах мусульман на арабском Востоке. Всё это — результат отхождения от верного понимания Корана. У нас же в России, наоборот, появилась своя школа научного (!!!) толкования Корана. И дела сразу же пошли в гору, ибо Ислам получил правильную интерпретацию.

Благодаря такой школе, нам начал открываться истинный смысл Ислама. И он возвращает нас назад, ко дням пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), во времена настоящего Ислама и верного понимания Корана. За неделю до своей кончины, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) кратко изложил всю суть Ислама, уместив её на двух страницах. В частности, он сказал, что арабам нельзя превозноситься над другими людьми, а другим народам нельзя превозноситься над арабами и остальными народами. Ислам — это религия мира. Поэтому вера не насаждается путём насилия. Всегда, когда так пытались делать, это только затормаживало продвижение Ислама. Начиная со времён испанского халифата, созданного военным путём, после которого Ислам так и не охватил Европу, и заканчивая нашими днями, когда на ближнем Востоке представители ИГИЛ хотят построить халифат силой оружия, а в результате только разрушают мир.

Поэтому под кораническим халифатом надо понимать духовное объединение, сообщество халифов, наместников Аллаха, в смысле богобоязненных людей.

Заметьте, Ислам исторически сохранился только в тех странах, где его приняли добровольно. И в противоположность принуждению к вере, посланник Аллаха и пророк Его Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), распространял Ислам мирным путём, просто поясняя его суть. И значительно преуспел в этом: ему удалось совершить революцию в религиях того времени. Благодаря этому Ислам принялся на Ближнем и частично Дальнем Востоке, на южном континенте, пришёл в Русь, а сегодня становится религией выбора и на Западе, где его пока большей частью принимают наиболее просвещённые люди в силу полного подтверждение аятов Корана наукой.
Надо помнить, что вера — это естественное состояние человека, которое присуще ему от рождения. В Коране Аллах сказал нам:
 
И ведь сотворил Я джинов и людей лишь для поклонения Мне (51:56).

Поэтому все религии построены на смирении перед Богом. Делать что-то вопреки Ему у человека никакой возможности нет. И отказаться полностью от веры он не может. Но у человека есть право не верить Богу. Тогда он замутняет свою природную веру различными языческими культами. Я говорю не только о поклонении каменным идолам, но и о культе личности и денег. Ислам всегда очищал приоритетную для человека веру Создателю от поклонения чему-то кроме поклонения Единому Творцу. В этом и заключается суть этой религии. И альтернативный взгляд на вещи с развитием Ислама в России будет  как нельзя кстати для её пёстрого в духовном отношении постатеистического населения. Это первое и главное, что необходимо отметить в качестве вывода по вопросам, поднятым на конференции.

Второе, может быть, не менее важное, касалось вопроса системы образования в Исламе. Не секрет, что преподавание Ислама до сих пор сохранилось на уровне религиозных школ 8-9 веков. Это предполагает новую волну развития Ислама и обновление теологической школы в России.

Это удивительно гармонирует с наработками НИЦ по изучению феномена Корана «Нур». Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Меняется само мышление, а с ним и школа преподавания вечных истин. Поэтому доносить веру пониманием средневековья уже не получается. С другой стороны, мудрость не стареет, и нет ничего нового под Солнцем. И теперь всё сходится на том, что нужна новая школа донесения основного источника Ислама — Корана. Таковой и может стать наша школа научного толкования Корана, которую мы исповедуем на страницах «АК».

Всё новое, как известно, -  хорошо забытое старое. И новое мы нашли именно в старом. Мы пошли парадоксальным путём, и обновление методик теологической школы стали искать не в современных технологиях, а заглянули ещё дальше вглубь веков: через 9 и 8 века в 7-ой век! Это время пророка. И посмотрели, как  Ислам доносил он. А пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С человеком говорите на его языке». Это относится не только к арабскому, английскому или другим языкам, но и к образу мысли человека. Он со временем тоже меняется. Сегодня время науки, но мы заметили одну вещь: наука только подтверждает сказанное в Коране. И если подумать, то это так и должно быть, ведь первый человек — Адам — учился всему непосредственно у Бога. В Священном Коране сказано:

И научил Он Адама имена всем (2:31).

Современные открытия ведь тоже делаются вразумлением от Аллаха — по наитию божьему. Поэтому все знания заложены в речи Бога — Коране. Коран — это корень знаний. Умение добывать их из него и  составляет основу обновления современной школы преподавания Ислама. Когда-то арабы создали так великую цивилизацию, ставшую основой для взлёта Европы. Такой опыт уже был у наших предков. Когда 1427 лет назад Волжская Булгария от сподвижников пророка приняла Ислам, то вновь обращённые сразу стали работать с Кораном, разрабатывать полученные из него мысли научно. Это породило тогда интеллектуальный взрыв. Поэтому Булгария в летописях того времени обозначена как страна науки и просвещения. По сути дела, мы только возрождаем их школу донесения Корана.

Примечательно то, что сегодня на территории Древних Булгаров восстанавливается Исламская Академия. О значимости говорит то, что учредителями её являются ЦДУМ РФ, ДУМ Татарстана, Совет муфтиев России.  Например, одним из преподавателей там будет потомок пророка Мухаммада (да благословит его Аллаха и приветствует) в 41-ом колене, шейх Абдуразак Абдрахман ас Саади, доктор теологии, профессор Исламского Университета Мекки, и одновременно имам-хатыб мечети Абу Ханифы в Багдаде. Ещё одним преподавателем в ней будет Верховный муфтий РФ Талгат Сафа Таджуддин, шейх-уль-ислам. Через сотрудников ЦДУМ РФ, с которыми НЦ «Нур» ведёт давнее сотрудничество в столь значимой академии будет представлена и наша теологическая школа. Разумеется, это не оговаривалось на конференции, но следует из её сведений автоматически.

Отметим и то, что такая школа созвучна с реалиями нашего времени. Приведём одно важное мнение:

"Мазхабы — причина деградации исламского мира. Цитирую самого выдающего исламского богослова ХХ века Мусу Бигиева: «Скажем, что ныне мы избавились от такого порока, как следование древним мазхабам. Скажем, что сегодня мы вдохнули воздух свободы. Надо думать, что после этого нам совершенно не пристало униженно следовать за иноземцами в духовном развитии. Надо думать, что теперь для нас совершенно неприемлемо искать все хорошее и полезное только лишь в подражательстве. Нам необходимы и свободомыслие, и святость ислама. Поэтому я критикую мазхабы и прославляю ислам».

Было бы неплохо, если бы не к моим словам, а словам истинного знатока ислама прислушались не только имамы, но и все, кто связан с религиозными делами, да и все верующие. С тем, чтобы двигаться вперед, нужно ясно понимать свои исторические ошибки. Будущее татар связано не с мазхабами, а с преодолением Средневековья, начатого джадидами. Не было ни одной сколько-нибудь заметной фигуры в нашей культуре, что не была бы джадидом, и их всех преследовали кадимисты — сторонники мазхабов.” (Вице-президент Академии наук РТ, экс-советник Президента Татарстана по политическим вопросам Рафаэль Хакимов. Лента.ру.)

Это мнение учёного, от которого во многом будет зависеть взгляды и на духовную жизнь в этом крае. От себя добавлю только, что наша школа научного видения Корана, позволяет объединять знания разных мазхабов, что, собственно, всегда и делает наука. Это тоже делает её востребованной сегодня.

Третий вывод вытекал из второго. Он касался непосредственно техники преподавания. Недостатком современного мусульманского образования является то, что учителя преподносят Учение Аллаха разорванно. Обычно разбираются отдельные суры или аяты, или хадисы, но отсутствует преемственность, развивающая события логическая связка в донесении коранических текстов. Необходимо менять саму манеру преподавания. Этот вывод вытекал хотя бы из того, что вопрос этот совсем не поднимался ни на пленарном заседании, ни на секционных заседаниях. А это говорило о том, что люди просто не осознают этой необходимости. Меж тем, она вытекает из необходимости обновления школы.
Приведём пример того, что нужно. Во второй суре Корана сказано:

Они на пути от Господа их, и они — преуспевшие! (2:5).

И на самом деле Коран — это божественная инструкция о том, как преуспеть и в этой жизни, и в той. Например, есть инструкция по постройке дома: что за чем следует. А Коран — это инструкция к жизни — когда вперёд побежать, когда и куда спрятаться, где и что говорить. Всё Всевышним расписано. Сегодня существует много психологических курсов, как преуспеть в жизни. А Сам Аллах в Коране говорит, что для преуспеяния нужно верить в невидимое, совершать молитву, жертвовать и руководствоваться Священными писаниями. Речь здесь, прежде всего, идёт о знаниях, благодаря которым мы и преуспеваем в жизни. Коранические знания, или по-арабски «ильм», — это сведения о невидимом мире, который можно постигать только с Аллахом, через молитву. А получив их, нужно жертвовать ими, чтобы освободить место в разуме для новых. Только сведения о невидимом продвигают нас в жизни, поскольку они первостепенные по важности.                  

Надо также знать, что все сведения о невидимом мире записаны в Священном Коране. И Аллах — Господь миров предлагает нам изучать его, уповая на Него. Тогда Коран будет открываться чтецу, и тот преуспеет в жизни. Далее по тексту говорится, что мешает человеку преуспеть в делах — это неверие и лицемерие. Неверие — это когда человек не верит Богу, не верит в духовный мир, не верит в Коран, тогда он остается слеп к невидимому и не узнаёт ничего существенно нового, потому не продвигается в жизни. А лицемерие — это когда человек говорит, что он знает что-то сокровенное от Бога, тогда как на самом деле не знает.

Некоторое время такой может морочить людям голову, но потом всё равно его выводят на чистую воду, и Аллах покрывает его в этой жизни позором, а в той — за ложь его ждёт более суровая расплата — путёвка в Ад.

Это — генеральная концепция, изложенная в начале Корана. Если её понимать, то все остальные аяты Священного Писания легко прилагаются к ней. Например, в конце этой же суры Корана есть такой аят:

И быть может, что любите вы что-то, а это — зло для вас. Ибо Аллах — Знающий, а вы — не знающие! (2:216)

В действительности, всё плохое для человека и есть хорошее. Только трудности заставляют нас расти. А если нет духовного роста, то человек бывает не готовым к власти и богатству, когда они приходят. Когда ребёнок слишком изнежен, то он бывает слабым. Ему и шикарнейшую машину купили, и квартиру, а он машину разбил, жильё в бардак превратил. И тогда такой становится неблагодарным людям и Богу, а значит, неверным Ему. Есть хадис:
«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И этот ангел получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного божества, достойного поклонения, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет, совершат дела обитателей Огня, и войдет в (Огонь). И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадет в (Рай)».

Говорят же: «на роду написано». В конечном итоге, вера и неверие и определяет предписание: и то и другое всё равно проявится и потянет человека либо вверх, либо вниз. Так что, если понять основную идею, заложенную в начале Книги,  можно легко связать все остальные суры, аяты и хадисы между собой. Тогда и открывается всё Учение.

Этих выводов достаточно, чтобы понять то, что мусульманам сегодня нужна новая теологическая школа. А почему это важно всем? Сами видите, почему, Ислам сегодня противопоставляют всему миру. Значит от того, каким он будет, зависит очень многое. Мы разрабатываем научный Ислам — форму религии, приемлемую для верующих и неверующих. Это золотая середина между наукой и религией, когда вера подтверждается пониманием предмета веры, а само стремление к пониманию порождается верой. Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Лучшие дела лежат посредине». Это наш случай.

Мы разбираем аяты Корана как природные явления, превращая саму природу в мистический храм науки.  Раскрывая научный смыл Корана, мы нашли разумный подход к Учению, вытесняя слабоумный, когда его текст просто зазубривается.

Расшифровывая смысл ритуалов, мы возрождаем в Исламе сам его дух, то есть древнюю форму культа, которая была ещё со времён Адама. И воссоздаём протоислам, которым владели пророки (мир им), и который возрождает в человеке его сакральные способности.

Приятно было слышать, когда на конференции звучал тихий и светлый голос разума — голос учёных. Например, при обсуждении наследия знаменитого учёного и просветителя XI века аль-Булгари, один шакирд заявил, что параллельно существовал и некий учёный аль-Башкурди, на что профессор Руслан Диасович Карамышев (БГУ) заметил, что не надо забывать о том, что в те времена этносы ещё не сформировались, и деления на нации не было. Измышления же вносят лишь фитну в Ислам. Этот пример стал одним из самых сильных впечатлений конференции.

Такое соединение науки и религии и есть ноократия, позволяющая отслеживать лженаучные теории в религии. Именно они духовно сгубили Турцию, где верой уже давно заправляют масоны. Они сделали мумию своего первого президента Ататюрка идолом для поклонения.

Коран — это огромное всемирное культурное наследие, создававшее великие цивилизации. Считаю, что в связи с этим необходимо при ЦДУМ РФ образовать своё научное учреждение по его изучению. Работа этих учёных должна признаваться и оплачиваться, в связи с включением теологии в реестр академических наук.

И последнее. Сегодня мусульмане Башкортостана не имеют возможности отдавать детей в мусульманские детские сады и школы, что создаёт для них существенные сложности. Этот важный для мусульман вопрос мы задали Верховному муфтию ЦДУМ РФ Талгату Сафичу Таджуддину. Лидер российских мусульман заверил нас, что в следующем году, ин шаа Аллах, под патронажем президента РБ Рустэма Закиевича Хамитова в Уфе начнёт строиться «Духовно-просветительский центр мира и согласия» на 2000 мест. В этот проект внесены также и мусульманские детские садики, и средняя школа, и даже летние спортивно-оздоровительные лагеря для детей. Всё это уже решённый вопрос, так что мусульман без поддержки не оставят.

Рафаил ХАСАНОВ,
имам мечети «Кашифа».

 

 

 Комментарии к публикации: 2
  • A

    Вообще ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата – закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания.

  • Ирина

    Вообще ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата – закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания.

 Отправить комментарий