→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Декабрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

→ Архив статей

ПЕЧАТЬ ПРОРОКОВ

В 2015 году по мусульманскому календарю  «мавлид ан-наби» — день рождения Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) отмечается дважды: 3 января и 24 декабря. Такое случается раз в 33 года по той причине, что год Хиджры, в мусульманском календаре, короче обычного на 11 дней. Знаменательные даты, выпавшие на первые 11 дней этого года, повторятся еще в его конце.

У мусульман нет единого мнения о том, как относиться к этому дню. Одни считают, что это законный праздник, и самым благочестивым делом в эти дни было бы посещение могилы пророка в Медине, совершение молитвы в его мечети. Ну а тем, кому это не удается, читают дуа, посвященные Мухаммаду (с.а.с), как в мечети, так и дома.

Другие, более ортодоксально настроенные, предпочитают и вовсе его не замечать, считая это ширком. Мы же последуем словам самого пророка (с.а.с.), который считал, что «лучшие дела лежат посередине». И сегодня, в память о великом пророке Мухаммаде (с.а.с.), определим его значени среди других пророков.

Человек разумный — это тот, кто воспользовался возможностями своего божественного разума. А таковыми были, в основном, пророки. Про нас же можно сказать, что мы более умные, нежели разумные.

Однако, раскрытие возможностей своего разума и среди пророков было не одинаково, а по степеням: «Таковы посланники. Предпочли Мы милостью одних из них перед другими. Были среди них те, через кого говорил Аллах, и вознес разных из них ступенями»(2:253). Ступени — это и есть степени. И здесь свою роль играло время.  Ибо человечество, чем больше живет, тем больше умеет. Например, когда Паганини сочинял гаммы для тренировки пальцев, то повторить их не мог никто. Но сегодня, любой ученик музыкальной школы спокойно играет их для разминки. Этот закон распространяется и на пророков. О них можно сказать то же самое: чем пророк современнее /ближе к нам по времени/, тем больше он мог. Поэтому Мухаммад, как последний из них, был самый мощный.

Чем Мухаммад отличался от других пророков? Оказывается, универсальностью. Он мог делать все то, что могли все они по-отдельности. То есть ему были дарованы таланты остальных пророков. Чтобы это увидеть, достаточно рассмотреть достоинства самых великих из них. Так, первым был Адам. О нем из хадисов известно, что «он — прародитель всех людей, Аллах сотворил его и заставил ангелов поклониться ему, и научил его названиям всех вещей». Это метафора. Давайте разберем ее смысл. Глагол «творить» означает не материальное действие. Творить — значит задумывать. То есть Аллах даровал Адаму возможность мыслить, и тот сразу по интеллекту ушел вперед от животных. Способность мыслить подобно современному человеку и делает его прародителем всех разумных людей. Ангелы же — это творческие порывы, которые окрыляют нас. «Ангелы поклонились» — значит, что Аллах раскрыл ему его интеллектуальный потенциал. То есть Адам реализовал свои таланты. А «научил названиям всех вещей»- означает, что он оставил  нам в наследие речь.

Теперь обратимся к Мухаммаду. Адам был духовной личностью, так как общался с Аллахом. Мухаммад также общался с Аллахом. Адам оставил в наследие человечеству речь. Мухаммад также оставил речь — речь Аллаха — Коран, который и делает людей разумными. Адам раскрыл свои таланты, Мухаммад же сказал о себе: «Мне, кроме этого Корана, низведено еще семь Коранов». Это значит, что Коран ему раскрылся на семь уровней познания. А это говорит о том, что он реализовал свои таланты, данные ему в его предназначении пророка — толковать Коран. Семь уровней — «семь Небес» по Корану — это и есть апогей реализации знаний духовного мира. И если Адаму поклонялись ангелы, то Мухаммаду Коран передавался через архангела /главного ангела/ Джибраила, что и подразумевает служение или «поклонение» последнего нашему пророку. Кроме того, Мухаммад сказал о себе: «Я сделал своего Сатану праведным». И это значит, что подчинил себе свои страсти. Адаму же, как известно, Иблис /Искуситель/ поклоняться отказался. И это ставит Мухаммада в каком-то смысле даже выше Адама по его делам.
Вторым вслед по величине за Адамом был пророк Нух /Ной/. О нем в хадисах сказано, что он был «первым посланником к обитателям Земли». «Земля», по Корану, — это образ материального мира. Это значит, что Нух был первым человеком, попавшим в бытие /материальный мир/ или первобытным человеком. То есть материализовавшимся человеком, в отличие от Адама, жившего в Раю, а значит бывшего нематериальным. Мухаммад также был реально существовавшим человеком, который ел, пил, спал, ходил по рынкам и в тоже время общался с Богом. Это и делает его практически приемлемым для подражания. В отличие, например, от Исы /Иисуса/, которого церковь объявила Богом, убрав тем самым всякую мысль о нем, как об объекте для подражания. Это сделало его учение не практическим, не применимым в жизни.

Последний пророк Мухаммад был выбран так, дабы его впоследствии не обожествляли, не лишаясь примера для подражания. Сам Мухаммад сказал: «Называйте себя моим именем», то есть стремитесь уподобляться мне. И сегодня каждый может увидеть в нем пример для себя. В этом смысле Мухаммад самый человечный /близкий для каждого/ человек на земле.

Следующим за ним по значимости был пророк Ибрахим. Коран говорит, что он был «другом Аллаха». Этот духовный титул ему был присвоен Аллахом после многочисленных проверок Ибрахима на праведность /в конце концов, он даже решился принести в жертву своего сына ради Бога/. После этого Аллах убедился в его преданности. Ведь и мы говорим о человеке, что он наш друг, лишь когда уверены в нем. Мухаммаду же, по Корану, Аллах прощает не только прошлые грехи, но и будущие. Разумеется, простить будущие грехи, можно также лишь тому, в ком уверен. А уверенным можно быть лишь в друге. Поэтому и Мухаммад был «другом» Всевышнего.

Следующим за Ибрахимом шел пророк Муса /Моисей/. У него был особый дар — через него Аллах «говорил разговором». То есть Муса открывал рот, а его языком говорил Господь. Говорил ли Аллах языком Мухаммада? Да, через него был продиктован целый Коран. А Коран — это и есть прямая речь Бога. И когда пророку задавали вопрос, он поначалу молчал, будто не слышал. Людям приходилось повторять свой вопрос два-три раза. А Мухаммад в этот момент обращался к Аллаху и просто ждал ответа. Потом выдавал его в виде аятов Корана. Тогда  Аллах и говорил через него его языком. По сути, все Писание мусульман — это ответы Бога Мухаммаду. Даже задача, стоявшая перед Мухаммадом была сходна с задачей пророка Мусы /Моисея/: как и Муса, Мухаммад должен был повести свой народ в Исход. И с этой задачей Мухаммад великолепно справился, совершив переселение из Мекки в Ясриб, впоследствии «город пророка» — Медину.

Потом был пророк Иса. Он умел целить и был Словом Аллаха. Умел ли пророк Мухаммад целить? Да. Есть много хадисов, где об этом сказано. Например, однажды у его сподвижника в бою от удара вывалился глаз и повис на лице. Тогда пророк вложил его обратно в глазницу, прочитал аль-Фатиху. Глаз зажил и до конца дней его видел лучше, чем не поврежденный.

Был ли Мухаммад Словом Аллаха? Безусловно, так как Его Слово — это Коран. Ведь пророк  принес целое Писание, аяты которого сегодня восторгают ученых всего мира. Иса был укреплен Духом Святым. Слово «Дух» значит «мысль», и знание Торы он получал напрямую от Аллаха. И Мухаммад также был укреплен Духом, так как Аллах диктовал ему Коран через Джибраила /незримый духовный коридор для общения с Богом/. Да, Мухаммад не оживлял мертвых как Иса, но зато он оживлял «духовно мертвых» светом /смыслом/ Корана. А это важнее. И, конечно, он не был зачат таким образом, как Иса. Но это и не требовалось временем, ибо Исе это было необходимо для подтверждения его пророческой миссии. Во времена Мухаммада же сознание людей изменилось, и подобное было излишне.

Вот хадис, который говорит о том, что Мухаммад обладал возможностями предпоследнего, а значит и наиболее сильного из всех предыдущих — пророка Исы: "Абу Хурайра рассказывает, что посланник Аллаха сказал так: «Из всех людей и пророков, принадлежавших одной религии, я более схож с Исой, и ни один пророк не поднимался между мной и Исой». Ибо по возможностям с предпоследним пророком мог сравниться только идущий за ним, то есть последний пророк. Так же, как и Иса, он проповедовал «Царствие Небесное», только в отличие от Исы, Мухаммаду удалось воплотить этот проект в материальном мире построением Великого Божьего Халифата. Так что в своих предприятиях пророк Мухаммад достиг даже большего, чем его предшественники. Ибо каждый последующий из пророков мог то, что мог его предшественник и привносил новую «изюминку», соответствуя времени. Мы взяли для сравнения пять самых значимых пророков, дабы показать, что все эти пять составляют последнего шестого — Мухаммада. Завершающий пророк и был образцом духовного совершенства человека в материальном мире, своего рода «печатью», поскольку степень раскрытия его разума превосходила всех. Он и сегодня служит интеллектуальной моделью для человечества.

Коран говорит: "И вот взял Аллах Обет с пророков: «Вот то, что дарую Я вам из Книги и мудрости. Потом придет к вам посланник, удостоверяющий то, что у вас. Должно вам уверить ему и помогать ему». Сказал Он: «Обязуетесь ли вы и приемлете ли вы Обет со Мной на условии этом?». Сказали они: «Обязуемся!». Сказал Он: «Свидетельствуйте же, и буду Я с вами средь свидетельствующих!»(3:81). Иначе говоря, труд остальных пророков без Мухаммада был неполон. Вот как сказал об этом сам Мухаммад: "Чтобы лучше понять мое отличие от пророков, живших прежде, стоит выслушать притчу: несколько человек построили хороший дом, сделав в нем все, что нужно. Лишь в одном из углов этого дома не хватало последнего кирпича. И люди, осматривавшие дом, удивлялись этому великолепному строению, и многие из них говорили: «Вот если бы этот кирпич был положен!». И посланник Аллаха сказал: «Я и есть тот последний кирпич, поскольку я последний в этой череде пророков!».

Чем он был так важен для Аллаха? А тем, что привел все те моменты, которые обозначили предыдущие пророки, в систему. Например, Адам только слышал речь Бога внутри себя. А Мухаммад принес Коран — речь Аллаха, дающую возможность слышать Бога каждому!

Нух с Богом преодолел потоп и вывел на сушу горстку праведных, тогда как Мухаммад, совершив реформу внутри единобожия, преодолел потоп в сознании людей и вывел их от веры в Бога /почти не отличавшейся от язычества/ к вере Богу (богослышимости): «Не были те, которые неверны из людей Писания, от язычников отделены, пока им не прояснил посланник Аллаха, читающий Свитки очищенные» (98:1-2). До него все конфессии «страдали» Богоизбранностью. Тогда как Мухаммад пояснил, что избран Богом тот, кто обращается к Нему. А это может каждый, если пожелает. Таким образом, он возвел «избранность» в систему, сделав ее доступной для каждого.

Если Ибрахим не создавал ни иудаизма, ни христианства, а был лишь покорный воле Аллаха, то Мухаммад упростил все конфессии, проведя систематизацию писаний — дав им единое толкование. Это толкование и называется Ислам.

Если Муса сплотил лишь свой народ, то Мухаммад подошел к этому системно и сплотил многие народы.

Если Иса пришел «для заблудших овец Дома Израилева», то Мухаммад пришел ко всем народам: «Ибо ведь послали Мы тебя ко всем людям»(34:28).

Потому Мухаммад и назван «печатью пророков» (33:40). Ибо печать ставится в конце, когда произведение завершено. Мухаммад был системщиком и, создав единую систему понимания писаний, он красиво завершил начинания остальных пророков, соединив их работу в одно целое.

Leave a Reply