→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Июнь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

→ Архив статей

ОЧИЩЕНИЕ РАЗУМА

рамадан

735a9753-9777-4b13-8271-211e2bf2fa8f.jpg.thumbnailИ вновь наступил благословенный Рамадан. Это месяц уразы, или поста, месяц сжигания грехов. Напомним, что уразу человек держит в трёх мирах — в мире материальном, где тело постится от еды; в мире духовном, где человек постится от порочных привязанностей, например, от курения. Эти два вида поста мы неплохо описали в прежних статьях, посвященных Рамадану, разобрав механизм действия уразы на человека. Польза от этих видов постов, оказалась чисто медицинской. Но ураза содержит ещё один вид поста — пост разума, при котором происходит его очищение от порочных образов и мыслей, через чтение Корана. Именно поэтому в Рамадан принято отойдя от суетной информации — газет, книг, телевизора, и работать с Кораном, вникая в его смысл, проникаться его образами. Без этого польза от уразы будет минимальной, поскольку порок, сохранившийся в разуме, будет возвращать человека к прежнему состоянию и образу жизни. Поэтому сегодня мы расскажем о посте разума, приближающего человека к Богу.

Апогеем поста разума является мистическая ночь аль Кадра, в которую, в конце месяца Рамадан, открываются сокровенные таинства тем, кто держал уразу. Это момент прозрения, когда человек, в результате волевых усилий поста и полученных знаний из Корана, выходит на новый уровень сознания. О том, как этого добиться, мы и расскажем в этой статье.

Посланник Аллаха и пророк Его Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах будет посылать для этой общины каждые сто лет того, кто будет возрождать для них их религию!» (Абу Дауд 4291, аль-Хаким 4/522, ат-Табарани 6527). Это говорит о том, что каждое столетие необходимо переосмыслять Учение Аллаха. Религиозные деятели сегодня не занимаются этой работой, но от неё-то и зависит просветление разума. Основывается же она на «расшифровке» аятов Корана, которая и приносит новые знания, а с ними и новые возможности человеку. Покажем это на примере:

И вот сказал Господь твой ангелам: «Обращу Я на Земле наместника». И сказали они: «Неужто обратишь Ты там того, кто станет сеять нечисть на ней и проливать кровь? Мы же воздаем хвалу Тебе и святости Твоей». И сказал Он им: «Знаю Я то, чего не знаете вы» (2:30).

В этом аяте, повествующем о сотворении мира, происходит разговор Бога с ангелами, которые сомневаются в полезности человека, как наместника божьего на Земле. Интересно, что по контексту, ангелы взялись как-то вдруг, ниоткуда. Но всё дело в том, что аят как раз и рассказывает о творчестве, то есть о творческих возможностях разума. В мире разума всякая мысль уже живой субъект. Поэтому ангелы — это добрые мысли Творца, который «рассуждает вслух», или, как мы бы сказали про себя — «беседует сам с собой», ибо все Его творения — это частички Его Самого, Его Разума. Человек, как наместник Бога, получивший от Него для этого в дар разум, тоже обладает такими творческими возможностями: его мозг способен творить и создавать ангелов и демонов, о чем и свидетельствует вопрос самих ангелов в аяте. Но именно за творческую способность Господь решил, что человек будет Ему более полезен, чем не нужен.

Из такого современного видения этого аята следует важная мысль: есть человек и есть Бог, а всё остальное — это только различные состояния их разумов. В одном из аятов Корана так и сказано:

Оттого это, что Аллах есть Истина, а то, что призываете вы помимо Него, есть ничто. И что Аллах есть Всевышний, Большой (31:30).

То есть, кроме Аллаха, всё — ничто, потому что вне Его Разума ничего не существует. Только Его более превосходный и мощный Разум способен творить подобное и передавать нам. И мы узнаём всё это от Него. «Но какое всё это имеет практическое значение?» — спросите вы. Это станет ясно, если приложить эти знания к понятию «интеллект». Интеллект — это способность человека быть наместником Бога. Эту способность человек приобретает, только общаясь с Ним. Тогда интеллект его развивается. Если же человек начинает искать помощи у «потусторонних сил» помимо Бога, иначе говоря, поклоняться кому-то или чему-то помимо Него, например, джинам, святым, апостолам, и т.п., то происходит следующее:

Потому это, что поверили они, потом стали неверными. Наложена печать на сердца их и не разумеют они (63:3).

Между разумом человека и Бога кладётся завеса материального мира, делающая человека духовно слепым. Разум человека словно запечатывается и перестаёт получать знания от Бога. Тогда он интеллектуально деградирует. Напомним, что понятие «умственное развитие» и «интеллектуальное развитие» не одно и то же. Ведь человек может быть умственно сохранным, а интеллектуально отсталым. И чем больше в нём языческого, тем больше он отстаёт. Его разум возвращается в состояние разума обезьяны, от которой он когда-то ушёл вперёд. При этом по уму человек выглядит человеком — он ест, пьёт, говорит как человек, но в сердце своём (сердце по Корану — синоним разума) он становится животным, например, свиньёй или обезьяной. Это очень хорошо подмечено писателем Михаилом Булгаковым в его фантастическом романе «Собачье сердце», где из обычной собаки путём хирургической операции на мозге удалось создать человека. Ум у него и впрямь был человеческий, но сердцем своим он остался псом. И на вопрос своих помощников о борьбе с бездомными животными о том, как это он умудряется находить в тёмных заброшенных подвалах бродячих котов и кошек, главный герой Полиграф Полиграфович с гордостью отвечает: «Я их сердцем чую!» Сердце-то у него осталось собачье. И в своём знаменитом романе Михаил Афанасьевич Булгаков тонко отобразил смену духовных формаций, когда после революции в стране вместо обычных людей к власти пришли люди-скоты. Поэтому за всё время правления этой власти не было создано ни одного шедевра литературы, архитектуры, науки — кроме пятиэтажных «хрущовок» ничего и не построили. Да и те были скопированы с западных домов для бедноты. Интеллект был не тот! Это был интеллект обезьян, который мог только повторять, но не творить. Про них в Коране говорится:

Знают они лишь видимое из жизни бытия, а к жизни последней небрежны они (30:7).

Иными словами, духовная жизнь остаётся за гранью их понимания. Поэтому они бывают интеллектуально примитивны. Вот и смекайте после этого, что в Коране подразумевается под людьми-скотами. И присматривайтесь вокруг, а главное — на себя не забывайте поглядывать, ибо как сказал пророк Иса (мир ему): «Спаси себя, и тысячи вокруг тебя спасутся!»

Поэтому под «очищением разума» в уразу подразумевается снятие той самой материальной завесы с духовного сердца человека. После чего и наступает эта «Ночь аль Кадра» — прозрение, когда человек из «ночи» — материального мира, попадает в «день» — духовный мир, откуда он получает знание для разрешения своих проблем (97:4). Это значит, что «Ночь аль Кадра» открывается не всякому. «Аль Кадр» — это метафизическое состояние, в котором душа человека может узреть Рай. Теперь понимаете, что мы имеем в виду, говоря, что польза от уразы без поста разума минимальная?! Ведь человек, лишая себя этой мистической основы уразы, постясь лишь телом, проходит только курс диетотерапии. А истиной цели уразы не достигает.

Мы же раскрыли образы всего нескольких аятов Корана и увидели скрытую механику работы интеллекта человека. И научились использовать их себе во благо — поняли, как развивать интеллект. Для этого нужно снять завесу в сознании, которая есть идея посредничества между Богом и человеком. Это любая форма посредничеств, привнесённая в Учение Бога человеком от себя (от своего языка). Она и представляет собой язычество. Языческую идею и устраняет в уразу работа с Кораном. Без его понимания, даже религиозные деятели бывают язычниками:

Не были те, которые неверны из людей Писания, от язычников отделены, пока им не прояснил посланник Аллаха, читающий Свитки очищенные (98:1-2).

Религиозные деятели и сегодня не вникают в Коран. И потому не обновляют понимание Ислама и не исполняют наставление пророка Мухаммада (с.а.с.). Отсюда сами живут, язычествуя. Поэтому процессы деградации, отхода от Божественной предписаний, привнесения нововведений (бид’а) всегда имеют место. Живое Учение Аллаха при этом теряет свою конструктивную, созидательную способность и превращается в закостеневшую догматическую систему воззрений, подавляющих мышление. После смерти последнего пророка (с.а.с.) среди мусульман появлялись люди, которые возвращались к истокам и боролись с нововведениями. Этих людей называли муджаддидами. Они являются реформаторами, обновителями веры. Надо сказать, что ортодоксальное исламское богословие признает деятельность реформаторов, в отличие от представителей других духовенств, из-за следующих слов пророка Мухаммада (с.а.с.): «В конце каждого столетия Аллах пошлёт для этой уммы человека, который обновит веру». Поэтому архиважно, есть ли в народе человек, который обновляет веру, особенно сегодня, на стыке не только веков, но и тысячелетий!

Итак, пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил о необходимости двух вещей: возрождении религии и обновлении веры. Занимаясь просвещением и научно растолковывая аяты Корана, мы как раз выполняем оба этих требования. Во-первых, так мы раскрываем истинную суть слов Аллаха. Для этого мы просто объясняем установки Ислама словами учёных. Например, о том, что во время уразы надо избегать пустых развлечений и суетных знаний из средств массовой информации (СМИ), сосредоточившись на непреходящей мудрости Корана. Вот что сказал о СМИ советский и российский учёный-социолог и писатель Александр Зиновьев: «Задача СМИ забить мозги людей до отказа, чтобы в них не осталось места ни для чего другого, и чтобы отпала всякая потребность «шевелить мозгами»... Набить мозги шаблонами, клише, пустышками, образцами поведения, соблазнами. Эти средства фактически сняли с людей всякие моральные табу, подменили веками выработанные нормы здоровой жизни всякого рода извращениями, подменили высшие достижения культуры массовой псевдокультурой, систематически реализуют установку на психологическое и идейное упрощение и стандартизацию человеческого сознания». Отсюда становится ясно, что СМИ отучивают мыслить человека, тогда как работа с аятами Корана, наоборот, возрождает эту способность, называя её связью с Богом. Такие комментарии учёных помогают видеть Ислам по-современному и уберегают его от искажений, что и возрождает эту религию в наши дни.

А во-вторых, данные науки, подтверждая достоверность сказанного в Исламе, повышают и веру в него. Или по-другому — обновляют эту веру.

Вот так просто можно вернуть понимание Ислама времен пророка, свободного от нововведений (бид'а) и возродить его и в наши дни. 

Раскрывая смысл Корана, мы снимаем завесу в разуме человека между ним и Аллахом. Люди и народы, которые примут это, поднимутся вверх. Остальные не смогут очистить свой разум, и, продолжая язычествовать, уйдут в тень мира. Ведь глядя на таких, Шайтан и сказал: «Люди — странные существа: они любят Аллаха, а делают то, что нравится мне».

Leave a Reply