→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Фев »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

→ Архив статей

ИРШАТ НАЗЫРОВ: В ИСЛАМЕ НАДО ЗАНИМАТЬСЯ НАУКОЙ

интервью с лидером

6dda4fcbСегодня гость нашей рубрики — имам мечети села Миловка Иршат Назыров. Иршат хазрат, потомственный имам, окончил Институт Ислама имени Мухаммада Сауди в столице Саудовской Аравии — Эр-Рияде. Он в прекрасно владеет современным и староарабским языками, потому изучает в оригинале редчайшие хадисы и тафсиры, уникальные рукописи, вывезенные им из самого сердца мусульманского мира и хранящиеся в его богатой личной библиотеке. Мы попросили учёного рассказать об Исламе, каким его видят на Родине пророка Мухаммада (с.а.с.).

 

Иршат хазрат, сегодня Ислам разделился на 73 течения, предсказанные ещё пророком Мухаммадом (с.а.с.). Вы 12 лет учились в Саудовской Аравии, скажите, чем тот Ислам отличается от нашего Ислама. В чём их различия, и почему они существуют?

Агузу билляхи мин аш шайтани раджиим. Бисмилляхи ррахмани ррахим.

Вы задали настолько объемлющий вопрос, что если охватить его полностью, придётся рассказать обо всех проблемах современного исламского мира. Скажу главное. Разделения среди мусульман пошли по одной простой причине: со временем стали появляться люди, которые начали понимать его по-своему. В основе этого, на самом деле, лежит обычный человеческий фактор. Вот вам пример. Как-то в Мекку, в Запретную мечеть Аль Харам приехал в хадж один мулла из России. Он почитал намаз вместе с другими паломниками, а потом заявил: «Вот все вы тут читаете намаз неправильно!». Но это было только его личное видение соблюдения религиозных правил. Примерно так и возникает «разный» Ислам. Поэтому главным отличием того Ислама, который я постигал в местах его зарождения, является строгое следование Корану и Сунне. Что это значит? Это значит, вы должны при поиске ответа на любой вопрос по религии выстроить достоверную цепочку передачи знаний, восходящей к пророку Мухаммаду (с.а.с.), разъяснение которого по всем вопросам нашей религии и считается окончательным решением. «Достоверную» — значит, что каждое звено этой цепи передачи информации от пророка (с.а.с.) до наших дней проверено, а сам текст не содержит искажений смысла. Тогда эти знания и будут точными. Сегодня среди имамов много самоучек, которые в силу отсутствия фундаментального образования и незнания языка не могут получить достоверных знаний, и потому лишь строят своё личное мнение о религии мусульман. Этим их Ислам и отличается от классического Ислама. Он приводит к разделению внутри уммы, в то время как само Учение Аллаха ставит задачу объединения верующих.

Другими словами, вы ведёте речь о научном подходе к Исламу?

Можно сказать и так. Как любой светский учёный не может говорить, что ему вздумается, а должен опираться на достоверные научные исследования, так и имам должен обосновываться на Источнике — Коране и его правильном толковании, сделанном в Сунне — наставлениях пророка Мухаммада (с.а.с.). Только такое понимание религии и называется в Коране одобренным Аллахом. Сохранность же самого Корана его Автор возложил на Себя:

Поистине, Мы, только Мы низводим напоминание.

И, поистине, Мы охраняем его! (15:9).

Поэтому на Священное Писание мусульман можно опираться, как на непогрешимый Источник знаний. Не случайно в Коране всё чаще находят предсказания научных открытий. Один человек, по имени Яхья ибн Аксам, относившийся к поколению табииев табииев — людей, учившихся у тех, кто учился у сподвижников пророка Мухаммада (с.а.с.) — (третье поколение мусульман после поколения, жившего при пророке Мухаммаде (с.а.с.), оставил нам такую историю. Однажды один иудей очень хорошо выступил в мечети с проповедью. Все остались довольны, а ибн Аксам даже предложил ему принять Ислам. Тот отказался. Но спустя год после этого случая, этого иудея заметили в мечети среди молящихся. В ответ на вопрос, почему он всё-таки стал мусульманином, иудей поведал такую историю. Зная о том, что в Коране есть аят, который говорит, что сохранность Корана Всевышний возложил на Себя (в то время как остальные писания было доверено хранить людям), он решил проверить это. Сначала он издал Тору, в которой сделал несколько сознательных искажений в тексте. И ничего не произошло, Книга разошлась среди покупателей и все были довольны. После этого ту же операцию он проделал с Евангелием. Результат был тот же самый. И только после того, как он выпустил Коран с некоторыми изменениями текста, к нему буквально сразу же пришли мусульмане и сказали, что там-то и там-то есть неточности, которые надо исправить. Поражённый иудей, понял, что Коран напрямую связан с Аллахом, и принял Ислам.

Видите, Ислам всегда проходил проверку экспериментом, и всегда выдерживал её, поскольку и сам основан на науке. Из Ислама правило ссылки на источник и проверки знаний перекочевало в современную науку.

Получается, что современная наука изначально основана на Исламе, тогда каким вам видится сам Ислам в ближайшем будущем?

Более осознанным. С развитием науки мусульмане станут использовать аяты Корана для самореализации в общественной жизни. Мусульмане уже сегодня достаточно активны в социуме: они открывают свои школы, занимаются политикой, а глядя на вашу «Азбуку Корана» могу даже сказать, что пытаются использовать Коран как источник научных открытий. Кроме того, уже есть проекты беспроцентной экономики, создаваемые на базе аятов Священного писания мусульман — в общем, мусульмане потихоньку меняют рабочую модель социума, раскрывая рекомендации Корана научно. Посланник Аллаха и пророк Его Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Опорой Ислама станут учёные». Это значит, что нам надо опираться на науку. Союз религиозных учёных Ислама со светскими учёными уже возник. Например, в мусульманских странах проводятся конференции на тему «Научные знаки в Коране и Сунне», а учёные, вроде Кейта Мура и Жака ива Кусто, пишут статьи, где признаются, что их открытия уже были предвосхищены в Коране.

Поэтому в Исламе надо заниматься наукой. В этом нам помогает Сам Всевышний. Несмотря на то, что знания в любой религии идут по угасающей, Аллах каждое столетие присылает людей, которые возрождают Ислам, именно благодаря его научной обоснованности. Например, не так давно в Эфиопии появился учёный Мухаммад Адам, издавший 40 томов современных тафсиров — толкований Ислама. Его труды сегодня являются общепризнанными, а их автору доверяют проводить уроки теологии в самой священной для мусульман мечети Аль Харам.

Традиционный по нынешним временам вопрос: в чем суть того, что Ислам ассоциируют с терроризмом? И как это сказывается на жизни самих мусульман, в частности, в нашей стране?

Я бы сказал, что 10% этого связано с неграмотностью самих мусульман, которые такими методами пытаются противостоять политике агрессии западного мира по отношению к мусульманским странам. Взгляните: войны сегодня идут только в мусульманских странах, и все они развязаны силами извне. Остальные 90% — это работа СМИ. С Исламом борется сама западная система духовных ценностей — политика двойных стандартов и культура лицемерия, которой в мире по-настоящему противостоит уже только Ислам. Неудивительно, что с ним воюют, разрушая мусульманские страны. Настоящая цель этого — уничтожить Ислам.

Но такими методами религию Аллаха победить нельзя. Классический пример — пастор Терри Джонс, кто решил продвинуться по социальной лестнице тем, что прилюдно сжёг Коран. Но это злобное бессилие только подтверждает то, что он не смог опровергнуть Коран и Ислам. Получив свои 15 минут славы в новостях, преподобный Джонс даже пытался выставить свою кандидатуру на пост президента США, но в результате народ от него отвернулся, а после многочисленных исков мусульман, горе-пастор разорился подчистую, и вынужден был продать даже свою церковь, чтобы расплатиться с долгами. Так исполнилось предупреждение Аллаха, сделанное таким в Коране:

Расплатой тем из вас, кто совершил это — позор в бытие,

а в День воздаяния им — наказание сильное (2:74).

В нашей стране эта прозападная политика проявляется тем, что идёт негласная борьба с платочками. Например, недавно в одной из уфимских гимназий девочка-мусульманка заняла призовое место в олимпиаде. Директор поставил условие: или снимаешь платок, когда поднимешься на сцену актового зала за получением награды, или его отдадут другой школьнице. Она отказалась, тогда наградили другую ученицу. В результате, многие родители боятся пускать своих детей в мечеть, когда те хотят посещать проповеди.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) очень большое значение придавал медицине, например, хорошо известно его изречение «Не живите там, где нет врача, убегайте оттуда». А существует ли в Исламе духовное целительство, так развитое в других религиях?

Под духовным целительством в Исламе понимается только чтение Корана. Существует лечение руконаложением с чтением сур и аятов Корана — рукья шарийя, которую практиковал сам пророк Мухаммад (с.а.с.). Такие методы, как экстрасенсорика, относятся в Исламе к шарлатанству. Поэтому у мусульман нет того целительства, которое в обиходе на Западе. Ясновидение и гадание объясняется результатом взаимодействия человека с джинами и приравнивается к колдовству, которое в итоге не может сделать человека счастливым. Ведь само по себе знание прошлого или будущего не позволяет изменить ситуацию. Это можно сделать, только зная законы, определяющие события. Отсюда в Исламе признаётся только академическая наука. Это его принципиальное отличие от других религий. Есть даже хадис, где говорится, что Аллах не простит в День Суда того, кто мог, но отказался заниматься наукой. Поэтому позиция Ислама в вопросах лечения удивительно совпадает с позицией современной медицины. По Исламу признаются серьёзными только те виды лечения, которые прошли проверку опытным путём и имеют в своей основе материальное воздействие, например, лекарства, иглоукалывание, массаж, траволечение, и т.п.

Не могли бы вы дать несколько рекомендаций тем людям, которые «сочувствуют» Исламу, но не решаются начать соблюдать его?

Таким нужно начать изучать его: почитать литературу — хадисы, комментарии к ним. Больше зная об Исламе, они начнут доверять ему, а затем и соблюдать его предписания. Проповедь имама не случайно строится по схеме: убеждение-вера-богобоязненность. Когда человек убеждён в существовании того мира, Аллаха, он начинает верить, а когда он верит, он становится и богобоязненным. Существует специальная наука вероубеждения — Акыды, которая объясняет смысл и пользу Ислама для человека. Сегодня для вероубеждения она использует научные знаки в Коране. Например, как ни смотри на землю, ты не заметишь, что она вращается. Но в Коране знание об этом были низведены Аллахом ещё в 7 веке! И когда его слова подтверждает наука, это убеждает людей. Тогда они становятся верующими, а затем и соблюдающими.

Спрашивал

Рустам ТУХВАТУЛЛИН

Leave a Reply