→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Мар »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

→ Архив статей

КОРАН КАК КЛАССИФИКАТОР

94328894Обобщая накопленные сведения о Коране, мы пришли к удивительному открытию: Коран составлен в виде классификатора. То есть он содержит систематизированные знания о мире, разделяя их по классам, группам, видам и прочим подмножествам, в соответствии с признаками их различия или сходства. Вот классические примеры этого:

Ибо сотворил Аллах всякую живность из воды. Есть из них такие, что передвигаются на брюшке, и есть из них такие, что ходят на двух ногах, и есть из них такие, что ходят на четырёх. Творит Аллах то, что пожелает. Ибо Аллах для вещи всякой Определяющий! (24:45).

Здесь дан принцип классификации живых организмов. Посмотрите, в аяте сказано, что одна живность передвигается на брюшке, другая — на двух ногах, третья — на четырёх — именно иерархический принцип классификации живых организмов в начале 18-ого века впервые в науке и предложил использовать шведский естествоиспытатель Карл Линней. Принцип быстро прижился и создал целую систему. Единицей систематизации стал вид, название которому было предложено давать только на латинском языке. Виды сложились в классы, классы — в типы, типы объединились в ранги: бактерий, грибов, животных, растений и водорослей. Коран дал направляющую основу, которая потом легко преобразовалась в научную классификацию. С Писанием или без него, мир всё равно пришёл к тому же самому, с той лишь разницей, что это произошло на 11 столетий позже, чем могло бы быть!

Это говорит и о том, что Коран даёт самые удачные и простые классификации. Как эта:

И средь знамений Его — сотворение Небес и Земли и различие языков и цветов ваших. Поистине, в этом знамение для знающих (30:22).

Аят предлагает делить людей по цвету (кожи). А последние его слова «в этом знамения для знающих», говорят о том, что это научная классификация («знающие» — арабск. «галимы», переводится и как «учёные»). То есть в этом была подсказка для учёных. И в 18 веке французский учёный Жорж Кювье так и сделал, предложил цветную классификацию рас. На сегодняшний день существуют десятки расовых классификаций, но самая популярная и простая — по цвету: чёрная, белая, жёлтая и красная расы.

Если говорить о виде классификатора, то Коран вне всякого сомнения относится к уровню международного классификатора. Ибо он содержит стандарты классификаций, которым не могут противоречить все остальные виды классификаторов. Такие, как межгосударственные, национальные, отраслевые, региональные и системные. Например:

О люди, поистине, сотворили Мы вас от мужа и жены и обратили вас на роды и племена, дабы познавали вы друг друга. Поистине, самый благородный из вас пред Аллахом есть самый благочестивый. Поистине, Аллах Знающий, Сведущий (49:13).

Видите, здесь дана стандартная для всех времён, народов и государств классификация — родовая. Всегда у всех народов население делилось на роды и племена. Например, племя Древлян, Родимичей у восточных славян, или Бавар и Тевтонов у германских племён, и т.д. Что же до родов, то все более менее грамотные люди вели свои родословные, составляя генеалогическое древо своего рода. Так что деление по родам является неизменным мировым стандартом классификации, общепринятым и по сей день.

Что же до методов классификаций, то в этом смысле Коран — это универсальный классификатор, поскольку он содержит все известные методы классификаций. Возьмите самый популярный Иерархический метод классификации. Он делит множество на подмножества по выбранному признаку, в конечном итоге образуя схему Древа из полученных группировок. Примером может послужить первый аят о иерархической классификации живых организмов, где все группировки будут занимать определённые ступени по какому-то признаку. Например, в основе идёт группа одноклеточных организмов, и далее следуют группы по усложнению устройства тела.

Иерархический (древовидный) метод классификации обладает наиболее большой из всех методов информационной ёмкостью. Он природен (ведь всё в природе устроено по схеме Древа, например, живой организм), а кроме того, лёгок для применения. Но для каждого метода присущи и недостатки. Например, для данного метода характерна слабая гибкость структуры, не допускающая включение новых объектов и классификационных группировок, а Коран — Учение живое, позволяющее реагировать на новые знания, поэтому он параллельно использует и другие методы классификации. Так в нём присутствует и ныне принятый в науке фасетный метод классификаций.

Суть её состоит в том, что она делит одно целое на независимые группы — фасеты по какому-то признаку, которые вместе и составляют одну мозаичную картину. Примером фасетного метода в Коране может служить классификация рас по цвету (белая, черная, красная, жёлтая). Данный метод классификации является чрезвычайно гибким, позволяя легко обновлять объекты классификаций. Он образует классификационные группировки путём комбинации значений, взятых из разных фасетов, тем получая новые мозаичные картины и принося новые знания. Недостатком этого метода классификации является небольшая информационная ёмкость.

Поэтому для расширения своих динамических возможностей Коран использует и метод классификации, ныне известный как дескрипторный (описательный). Он систематизирует информацию по ключевым словам — дескрипторам, например, синонимам. Из них выбираются наиболее ходовые, потом по связям между ними собирается информация. Связи могут быть синонимические (одинаковыми по значению), например, «студент-учащийся-обучаемый»; родовидовые (по классу): «университет-факультет-кафедра»; ассоциативные (по общим свойствам), например, «студент-экзамен-профессор-аудитория». Это значительно расширяет область поиска информации и облегчает его. Но то же и в Коране. Например, выберите все аяты со словом «вода», и вы получите полную картину роли воды в природе. Вот, например:

И который низвел с Небес воду по мере. И оживляем Мы ею страну мёртвую (43:11).

Теперь свяжем этот аят с первым аятом, где говорится, что всё живое сотворено из воды. И мы получим сведения о том, что всё живое отличается от неживого мерой воды в нём. А это очень актуально для науки. Дело в том, что хотя мы и знаем, что живые тела — это те, которые дышат, растут, питаются и размножаются, но из-за того, что в природе есть переходные формы между живым и неживым (например, вирусы) учёные не могут провести чёткую грань между живым и неживым. То есть мы до конца не знаем, что считать живым, а что нет! И аяты подсказывают нам ответ на это: разделять их следует по количеству воды. И это похоже на правду. Клетки живых организмов состоят на 60 — 95% из воды. А, допустим, в минералах вода составляет всего от 4 до 10%! Сравните эти данные со словами последнего аята: «низвёл с Небес воду по мере», «оживляем Мы ею страну мёртвую». А теперь соедините их со словами первого аята: «сотворил всю живность из воды», «Аллах для всякой вещи Определяющий», станет понятно, что всё живое и определяется мерой воды в нём. Вода составляет почти 2/3 веса живых тел. И 2/3 земного шара — это также вода, поэтому и говорят, что наша планета живая. Эта устойчивая пропорция воды в живых организмах и свидетельствует о наличии конкретного объёма воды, который и является границей, отделяющей живое от неживого. Если его вычислить, то это будет прорыв в науке. И всё это чёрным по белому предсказано в двух аятах Корана!

Далее, если соединить аяты о воде с аятами о мере, по другому ключевому слову — «мера», так как оно будет общим для обеих групп аятов, то это и вправду расширит наши знания:

Ибо пред Ним вещь всякая по мере (13:8).

Здесь дан ещё один принцип классификации: по мере. Например, медики разделяют людей по мере лет (возрастные группы здоровья). Одновременно этот аят и общий закон, подтверждающий наше предположение о том, что мера воды может отделять живое от неживого. Понятно, как работают аяты Корана?! Ранее мы уже касались этого в статье «Аятоинженерия», но теперь мы подвели под это более фундаментальную базу — определения Корана как классификатора. Такой разбор Корана мы и называем научным подходом к нему. Достаточно сказать, что любой классификатор — это документ, а это возводит Коран совсем в иной ранг, чем простое собрание художественных притч и легенд!

Это подтверждает определение классификатора: классификатор — систематизированный перечень наименованных объектов, каждому из которых в соответствие дан уникальный код. Если принцип систематизации знаний мы наглядно увидели из сказанного выше, то с кодами дело обстоит так. В Коране используются они все: от цифр до знаков. Например, он очень просто и наглядно предлагает использовать порядковый метод кодирования — когда каждый из объектов множества кодируется с помощью порядкового номера. Это видно на примере нумерации его сур и аятов. Более того, Коран даже учит составлять классификаторы, используя принцип числового кодирования:

Книга цифровая! (83:9).

И любой классификатор и является стандартным кодовым языком документов, финансовых отчётов и автоматизированных систем для облегчения управления и обработки информации.
Кроме чисел, Коран также использует для кодирования знаки. В их роли в самом Коране выступают те таинственные арабские буквы Священного Писания мусульман, которые предваряют 29 сур. Вместе они составляют корневой каталог Корана, где хранится вся базовая информация — Учение (системные знания), схематично распределённая в виде Древа. Наиболее этот метод подходит иерархическому методу классификации. Возможно, поэтому сам Коран сравнивает себя с «Древом добрым» (14:24), в силу большой информативности и её систематизации.

Использование для объектов классификации мнемонических кодов — символов, несущих скрытую смысловую нагрузку составляет последовательный метод кодирования в науке, когда знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях. В Коране это и делают буквы-аббревиатуры, сокращающие первую суру аль Фатиху, где последовательно и сжато изложена вся суть Учения Ислама.

То есть Коран не просто предлагает такие методы классификации, он и сам составлен по ним. Благодаря этому работа с ним помогает обновлять и систематизировать свои знания постоянно! Для этого Коран использует не только статические виды классификаций, но и динамические, доказывая невозможность существования любой системы без постоянного улучшения. Поэтому и говорят, что Коран живой!

Мы же, уча понимать Коран и работать с ним, служим проводниками речи Аллаха в обществе, обновляя интеллект светских и религиозных людей. Ибо без таких работ, народ, не понимая Коран, они и смотрят на него, как коза в афишу, не используя его как руководство божье.

 Отправить комментарий