→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар   Май »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

→ Архив статей

КЛЮЧИ К МУДРОСТИ

39285812

Аяты Корана содержат ключ к суфийским притчам. К такому выводу пришли специалисты НИЦ «Нур», сопоставляя притчи и аяты Корана.

Для ознакомления людей с Учением Корана, суфии — мудрецы Ислама — сочиняли притчи, в которые вкладывали назидательный смысл аятов. Например, в виде анекдотов о Ходже Насреддине. Это помогало легко усваивать материал и применять его в жизни. Вот несколько примеров этому.

1. Как-то Ходжа Насреддин чинил свою крышу, когда кто-то позвал его с улицы. Спустившись вниз, он спросил у человека, позвавшего его, что ему нужно.
“Денег” — ответил тот.
“Почему же ты сразу не сказал мне этого?” — поразился Хаджа!?
“Мне было неудобно говорить об этом”.
“Пошли наверх”.
Когда они поднялись на крышу, Ходжа, как ни в чём не бывало, принялся укладывать черепицу. Человек кашлянул, и тогда Насреддин, не глядя на него, сказал: “У меня нет денег”.
“Как?! Ты же мог сказать внизу мне об этом!”
“Да, но тогда я не смог бы отплатить тебе за то, что ты стащил меня вниз”.

А вот и аят к этой притче, послуживший идеей к её созданию:

Но кто преступит против вас, преступайте против него подобно тому, как преступил он против вас. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с боящимися Его! (2:194).

Человек вправе отплатить другому тем же, но он не должен преступать в ответном акте, иначе Аллах его накажет, и он вновь пострадает.
2. Однажды дервиш (странник) встретил царя, и тот указал ему:
«Можешь просить меня о пожертвовании».
Дервиш в ответ: «Я не стану просить у одного из своих рабов».
«Как так?» — удивился царь.
Дервиш пояснил: «Я владею двумя рабами, которые для тебя — хозяева: это алчность и скупость».

Эта притча проповедует следующий аят:

Ибо те, которые обезопасены от скупости души своей, счастливы те! (59:9).

Победить свою скупость — и впрямь простой способ стать счастливым, меж тем, даже цари при всей своей власти не могли этого добиться.


3. Один иудей прослышал, что пророк Моисей (мир ему) понимает язык животных. Иудей был фермером и подумал, что такое умение будет очень полезно ему. Он пришёл к Моисею (мир ему) и попросил обучить его этому. Моисей (мир ему) посмотрел на него и сказал: «Хорошо. Побудь около меня некоторое время и ты научишься этому!» Иудей так и сделал. Прошло несколько недель, и у него стало получаться понимать животных. Радостный он вернулся домой и зажил своей прежней жизнью. И вот однажды проснувшись, он услышал, как его пёс говорит петуху: «Слушай, а осёл-то наш скоро околеет!» Хозяин задумался и решил продать осла, пока возможно. Сказано — сделано! Выручив деньги за осла, иудей остался не в накладе. Прошло ещё некоторое время и вновь он услышал разговор пса с петухом. На сей раз пёс сказал: «Слушай петух, а мул-то наш скоро сдохнет!» На сей раз иудей уже не мешкая повторил прошлую операцию — свёл мула на рынок, продал его и обезопасил себя от убытка. Но вот прошло ещё немного времени, и однажды он услышал, как пёс говорит петуху: «А хозяин-то наш скоро помрёт!» Тут иудей не на шутку испугался и, не придумав ничего, побежал к Моисею (мир ему). Тот внимательно выслушал его и сказал: «Ну, теперь ты можешь выгодно продать себя!»
Значение этой притчи остаётся непонятным, если не знать такой аят:

И то, что тратите с выгодою вы, дабы выгадать им в имени людском, не выгодно это пред Аллахом. А то, что дарите вы из очищения, желая лика Аллаха, то этим удвоится оно (30:39).

Человек, живущий лишь по выгоде, не зарабатывает дивидендов в вечности. По Корану — это как раз и невыгодно, потому что лучше жить хорошо вечно, чем временно. Поэтому аят предлагает жить хорошо дважды: и в том, и в этом мире, — через пожертвование. Не совершавший его, возвращается к Богу на Его Суд с пустыми руками, — это и есть самое страшное, ибо ему нечем будет выкупить себя. Поэтому жить надо так, чтобы не страшно было умирать — это и есть мудрость. Ей учат суфийские притчи, которые расцвечивают аяты Корана в жизненные ситуации. Но не связывая их с аятами, люди перестали понимать их и пользоваться ими. Теперь они похожи на крепкие двери с хитрыми замками, за которыми лежат несметные сокровища разума. Но проникнуть в эти таинственные комнаты никто не может, поскольку нет ключей от них. И в то же время ключи лежат на виду — они в Коране, доступном сегодня всем и каждому. Только никто не связывает одно с другим. Но тому, кто сделает это, откроются врата мудрости.

Leave a Reply