→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Март 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

→ Архив статей

ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ИСЛАМ

«... И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрасно».

«Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло»

Л. Н. Толстой

Сто пять лет назад классика русской и всемирной литературы Льва Толстого отлучили от Православной церкви. Казалось бы, странно «праздновать» такую годовщину. Однако у могилы писателя в его родовой усадьбе Ясная Поляна прошла беспрецедентная встреча представителей Русской православной церкви с историками литературы и писателями.

Прозвучали призывы вернуть Толстого Церкви, водрузить на его могиле крест, «примирить» великого богоискателя с православием. Зададим же и мы, мусульмане, также стремящиеся совместить в своем сердце «Толстого и Ислам», вопрос — насколько это честно по отношению к ценностям веры и лично к воле Льва Николаевича, бывшего, кстати, весьма неравнодушным к мусульманской религии?

Итак, вот событие, побудившее собрать конференцию в Ясной Поляне: 20 февраля 1901 года на страницах газеты «Церковные ведомости» было напечатано решение Синода об анафеме (по-гречески «отделении, отлучении») Льва Толстого от Церкви. Россияне буквально раскололись на два лагеря — за и против — ведь любовь к писателю была подлинно всеобщей, от петербургской элиты до крестьян глухих деревень. Кто не знал, кто не читал тогда Толстого?

Лев Толстой ушел из жизни физически в 1910 году — но вовсе не духовно. Вот почему столь актуальны попытки «переманить» его в тот или иной идеологический стан. Помните, даже Ленин покусился на то, чтобы всю громаду толстовского наследия запихнуть в рамку «зеркала русской революции»?

А вот весной 2006 года в Ясную Поляну приехали новые интерпретаторы с намерением перефокусировать судьбу Толстого в «зеркало русского православия». Не верите? Читаем «Российскую газету» от 3 марта 2006 года и послушаем интервью Павла Басинского.

«Встреча была, мягко говоря, жаркой. Льва Толстого отлучили от Церкви в 1901 году, больше ста лет назад, но до сих пор проблема эта многим не дает покоя. Как и могила Льва Толстого в Ясной Поляне — может быть, самая странная могила на свете. Ни креста, ни плиты, только могильный холмик в лесу, всегда укрытый свежим дерном... На вопрос: «Кто более виноват в расколе Толстого и Церкви? Толстой или Церковь?» — критик и историк литературы Валентин Курбатов прямо не отвечал, но ярко живописал прорастание в будущем Древа жизни из креста на могиле писателя, и заклинал: «Нам придется стать христианами. Иначе нас просто не станет или мы станем второстепенным народом, которым уже почти становимся. И никакая нефть, никакой газ нас не спасут. Нам придется поверить, что Евангелие — это буквальная правда… Придет новая толстовская годовщина, новые писательские встречи, и снова будет задан вопрос: почему на могиле Льва Николаевича нет креста?»

Писатель Алексей Варламов был не столь романтичен, но все равно рассуждал в русле заявленной проблематики: «Надо быть честными. Толстой сам поставил себя вне Церкви и не скрывал этого. В чем должна каяться Церковь?» — П.Б. «Это его проблема прижизненная. Почему сегодня, спустя сто лет, нас так волнует проблема отлучения Толстого от Церкви?» — «Потому что мы пытаемся разобраться, что с нами произошло. Конфликт Толстого и Церкви — это одна из болевых точек ХХ века». — П.Б. «Отлучение Толстого было ошибкой?» — «Не возьмусь судить, — продолжал Варламов, — я думаю, что это была безвыходная ситуация. Синод не мог поступить иначе». — «Почему? Мало ли было неверующих людей. Даже среди писателей: Тургенев, Чехов, Горький... И никого не отлучали». — «С таким авторитетом, какой был у Толстого, это было уже не просто неверие. Это был духовный бунт».

Священник Георгий, проректор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заявил: «Фактически сто лет назад Церковь засвидетельствовала тот очевидный факт, что Толстой сам отпал от Церкви. Она была обязана это сделать, и сделать всенародно. В таких ситуациях она молчать не может. И очень характерно, что в ответе Синоду Толстой повторил все свои аргументы, направленные против Русской православной церкви. Таким образом, он сам засвидетельствовал, что это отлучение было адекватным шагом. В этой ситуации все разговоры о пересмотре этого акта мне кажутся несерьезными. Но нужно понять, почему такое большое количество русских людей выразили симпатию Толстому после его отлучения, то есть поддержали его, а не Церковь. С этой точки зрения отлучение Толстого — это знаковый момент русской истории».

Священник Георгий прав, удивляясь удивлению тех, кто хочет сейчас «примирить» или даже вернуть друг другу Церковь и Толстого. Сама постановка такого вопроса логически абсурдна, более того — безнравственна, ибо воля писателя в отношении Церкви, ее обрядов и учения совершенно ясна. Толстой — глубоко почитающий Творца человек, вера которого несовместима с постулатами православия, и идеал Евангелия в его осмыслении никак не совпадал с тем, что делали от имени Иисуса Христа «церковные люди»... Это азбучно и это, в конце концов, неинтересно обсуждать.

И, действительно, все мы, а не только священник Георгий, хотим понять, «почему такое большое количество русских людей выразили симпатию Толстому после его отлучения, то есть поддержали его, а не Церковь?» Очевидно, поддержали Толстого не люмпены и маргиналы, не атеисты-террористы из «Народной воли» и эсеровско-большевистских групп — но искренне ищущие правды верующие люди, читающие и любящие Библию и ее пророков.

Нужен особый труд, чтобы уяснить, кто и по каким мотивам поддержал Толстого. Но одна «группа поддержки» совершенно ясно видна — это мусульмане. Почему татары и башкиры, кавказцы и турки, народы Средней Азии, бывшие тогда подданными огромной Российской империи, сразу же услышали нечто близкое и понятное в исканиях и словах Толстого? Почему начались массовые переводы его книг и статей на языки исламских народов? Более того, в условиях тогдашней духовной несвободы и монополии Церкви в вопросах веры — русские люди стали избирать Ислам.

Так давайте поставим вопрос заново — а не был ли отход Толстого от Православной церкви походом в сторону… Ислама?

Я обратил внимание, что в наши дни бытуют две крайности: многие исламские источники цитируют фразу великого русского писателя «прошу считать меня магометанином» и причисляют его к правоверным, а в литературных и музейных изданиях вообще об этом не упоминают, как будто бы Толстой Ислама и вовсе не замечал! Молчат об этом и школьно-институтские учебники.

В центре внимания — его попытки постичь личность и учение Иисуса Христа (мир ему), переложить Евангелие для современников. Конечно, все знают, что в 1901 году его отлучили от Православной церкви. Также никто не скрывает, что возникшее еще при его жизни всероссийское движение «толстовства», почти разгромленное в годы советского атеизма, ныне возрождается и относится религиоведами к одной из форм протестантизма.

И все же в современной мусульманской среде витает и кружится один и тот же вопрос: можно ли Толстого отнести к мусульманам или нет? Каков был окончательный духовный выбор гения русской и всемирной литературы? Давайте разбираться.

Во-первых, уточним, были ли у Толстого жизненные пересечения с мусульманами, и что он знал об Исламе? Оказывается, личных контактов и знаний у него было, пожалуй, больше, чем у любого иного классика русской литературы. Когда ему было 13 лет, семья переехала в Казань, где ранее его дед Илья Андреевич был губернатором с 1815 по 1820 и где, кстати, поныне сохранилась его могила на Кизическом некрополе. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета (затем, правда, перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года). Пусть недолго, но он учил арабский и тюркские языки под руководством крупного ученого Миpзы Казимбека (1802—1870) — одного из основателей pоссийского востоковедения.

В 1851 старший брат Николай уговорил его ехать вместе на Кавказ, где почти 3 года Толстой жил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом на службе). Не только величественная природа, знания о быте и нравах воюющих сторон, но и постижение характеров, сформированных исламом, воплотились и в автобиографической повести «Казаки», рассказах «Набег», «Рубка леса», а также в поздней повести «Хаджи-Мурат».

Вернувшись в Россию, записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». До конца дней он пронес память о друзьях-кунаках из кавказцев: так, однажды молодой граф проигрался в карты, и ему грозила долговая яма — но его спас чеченец Садо Мисербиев, полностью отыгравший его проигрыш. Через всю жизнь пронес он и впечатления об учении кавказского шейха Кунта-хаджи Кишиева.

Знаменитые «Севастопольские рассказы» написаны в Крымскую войну, где в осажденном Севастополе Толстой командовал артиллерийской батареей, проявив редкую личную храбрость, за что был награжден орденом Анны и медалями. В Крыму он познал не только героику и трагизм войны, но и нравы крымских татар, коренного исламского населения края. Более того, часть важнейших замыслов, появившихся в те годы, позволяют угадывать в молодом офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» — очищенной и практической религии Христа.

Позднее он вел переписку с муфтием Египта Мухаммадом Абдо, известным мусульманским деятелем так называемого Реформаторского направления, переписывался и лично общался со многими татарами, как с традиционалистами, так и обновителями.

Одним словом, Толстой, не имея исламского образования и не будучи алимом-ученым, обладал знаниями и опытом сопереживания, уникальными для человека высшего света тогдашней европеизированной России.

Как известно, честные духовные поиски привели его к переосмыслению значения Церкви: «Мир делал все что хотел, предоставляя Церкви, как она умеет, поспевать за ним в своих объяснениях смысла жизни. Мир учреждал свою, во всем противную учению Христа жизнь, а Церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, живя противно закону Христа, живут согласно с ним. И кончилось тем, что мир стал жить жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и Церковь стала не только оправдывать эту жизнь, но утверждать, что в этом-то состоит учение Христа», — писал Толстой в Ясной Поляне в марте 1909 года.

В итоге, из-под его пера вышло немало ярко обличительных статей о Церкви, изменившей Иисусу (они до сих пор являются классикой русского протестантизма). И, естественно, за этим последовало его официальное «отлучение от Церкви» — по-гречески «анафема», которая была провозглашена в храмах России. Это было потрясение для всей страны.

В дни мучительных поисков, окруженный непониманием, он писал в одном из писем: «Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните немножко в мою жизнь. Всякие успехи жизни — богатства, почестей, славы — всего этого у меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня. Одни — либералы и эстеты — считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие — революционеры и радикалы — считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом. Признаюсь, что это тяжело мне... И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрасно».

Одни говорят, что его нужно простить и вернуть ортодоксальному христианству, другие строго указывают, что для того нет оснований, ведь Толстой ушел из жизни, оставшись непримиримым. На сайте московского музея Толстого можно прочитать, что ныне учение Толстого вовсе не отталкивает, но наоборот, помогает прийти к Церкви — это уж полный абсурд и, увы, яркая примета нашего времени, жаждущего примирить «красное и белое».

Вот как это было. 6 (19) ноября 1910 года Толстой произнес последние слова, обращенные к собравшимся у его постели близким: «...Пропасть народу, кроме Льва Толстого, а вы смотрите на одного Льва... Мужики так не умирают...» И уже в полузабытьи: «Люблю истину...»

Потрясающая сцена и удивительные слова! Не стоит уподобляться тем, кто неблагоговейно относится к тайне веры, к тайне личности и перехода в мир иной великого мыслителя и писателя. Скажем прямо: «Аллаху алим! — это ведомо лишь Всевышнему!» И не будем искать определенного ответа на вопрос — с каким вероубеждением пересек Лев Николаевич последнюю черту.

Единственное, что можно сказать с определенностью: он многое понимал и ценил в Исламе, знал правоверных разных национальностей, дружил и переписывался с ними. И оставил нам как высоко художественные образы мусульман, особенно кавказцев, так и не всегда бесспорные, но глубокие и волнующие мысли об Исламе.

Есть у Толстого и такие «исламские страницы», острота и ценность которых не утрачены и по сей день. Русская женщина, вышедшая замуж за мусульманина, Елена Ефимовна Векилова, писала Толстому, что ее сыновья желают принять Ислам, и спрашивала совета, как быть. Он отвечал: «Что касается до самого предпочтения магометанства православию..., я могу только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата, единого Бога и Его Пророка, вместо того сложного и непонятного в богословии — Троицы, искупления, таинств, святых и их изображений и сложных богослужений... Ясная Поляна, 15 марта 1909».

Написано как будто для нашего времени, не правда ли?

Но вернемся к конференции февраля 2006 года. Принимал гостей в Ясной Поляне праправнук писателя, директор музея и выдающийся музейный деятель наших дней Владимир Ильич Толстой. От имени «Российской газеты» (главного ныне официоза) Павел Басинский спрашивал его: «Лично вам важно, чтобы Льва Николаевича вернули в лоно Православной церкви?» — «Я никогда так не ставил перед собой вопрос. Потому что о возможности такого возвращения нужно спрашивать не меня, а другого Толстого. Но, к сожалению, сегодня спросить его об этом уже не получится. Но ситуация действительно сложная. Есть Православная церковь, есть наше общество, довольно аморфное, и есть семья Толстых, которая все равно неправомочна решать что-либо за Льва Николаевича. Для меня важнее другой вопрос. Нельзя проходить мимо этого явления». — «Какого явления?» — «Я имею в виду конкретное определение Святейшего Синода от февраля 1901 года. Я глубоко убежден, что это было одно из очень важных исторических событий в истории государства Российского, косвенно или даже прямо повлиявшее на дальнейший ход событий, расколовшее русское общество и по вертикали, и по горизонтали. Валентин Курбатов сегодня хорошо сказал: „Я верующий, православный человек. Но я не могу отказаться от Толстого. Я пытаюсь уместить в своем сердце и православие, и Толстого. А это непросто«».

Но почему проблема Курбатова важнее проблем российских мусульман или протестантов, также чувствующих почтение к Толстому и желающих совместить в своем сердце «Толстого и Ислам» или «Толстого и протестантизм»?

Корреспондент не мог не задать праправнуку Толстого и такой вопрос: «Скажите честно, вы хотели бы, чтобы над могилой вашего прапрадедушки поставили православный крест, как это требуют многие верующие почитатели Толстого? Курбатов сказал, что крест сам вырастет, но понятно же, что сам он не вырастет». — «Это очень непростой вопрос. Этого, прежде всего, не хотел сам Лев Николаевич. Если бы он этого хотел, он прямо сказал бы об этом в завещании. А он сказал в завещании прямо обратное: не надо над моей могилой ни крестов, ни каменьев. Поймите, дело не в формальных вещах. Ну что, водрузим крест и решим проблему? Нет, конечно».

Так давайте все же нелицемерно уважать великого писателя, учителя и богоискателя, ценить его ясно выраженную волю. И по возможности следовать сказанному им на рубеже: «Люблю истину!»

Джаннат Сергей Маркус,

культуролог, ведущий исламских программ государственного

«Радио России»

 Комментарии к публикации: 12
  • Ринат Гилязов

    Опомнились... и завещание не помеха всему...

  • Тимур хазрат

    Альхамдулиллях, хорошая статья. Лев Тостой пришел к истине путем размышлений, так же как и пророк Ибрахим(Авраам), мир ему. В Коране говорится об этом:

    « Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных: Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается». Когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей». Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой Господь! Оно больше других». Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!» (Скот, 75-79)

    Ибрахим осознал, что существует только Один Бог, которого невозможно изобразить, ибо Он превыше всякого образа и Он повелевает всем. Аллах одарил Ибрахима от рождения зрелостью ума и стремлением к истине. И к моменту первого откровения от Аллаха Ибрахим был духовно готов к восприятию Истины. Аллах открыл Свое слово Ибрахиму, как человеку, который сам искал Всевышнего и шел к Нему.

    «Вот он пришел к своему Господу с непорочным сердцем» (Стоящие в ряд, 84)

  • Иван

    Придет время, когда не знать Коран будет так же стыдно, как не уметь читать или писать

    Бывший советник президента США Джон Эспозито сказал как-то про Ислам и мусульман: «Детальное понимание Ислама, сознательно скрывается многочисленными и негативно настроенными источниками дезинформации в СМИ, или же доступное и авторитетное описание мусульманских вероубеждений и образа жизни просто-напросто до сих пор не появилось на горизонте».

    И второе в этом высказывании будет всегда служить основой первого. Но сегодня, благодаря обретенному методу познания Корана засвидетельствование Аллаху своей веры, можно делать гражданскими подвигами на научном, социальном, политическом, экономическом и ином поприще, донося грамотно благодатную мысль Корана до народов.

  • Иван

    Шок! Иисус Христос был мусульманином

    Кто бы сомневался

    Иисус Христос на самом деле был мусульманином, заявил профессор Роберт Шедингер из Колледжа Лютера в Айове (США) в своей книге, которая выйдет в конце года Весной 2001 года методологию преподавания ислама профессора Шедингера поставила под сомнение одна из его студенток, воспитанных в семье мусульман. Девушка пожаловалась профессору, что тот преподносит ислам своим студентам абсолютно иначе, нежели ее родители. По словам Роберта Шедингера, этот инцидент заставил его полностью переосмыслить саму концепцию религии и то, как он преподносит ее студентам, передает ИА «Курсор». Будучи главой кафедры религиозных исследований Колледжа Лютера, Роберт Шедингер проанализировал большое количество документов и пришел к выводу о том, что ислам Иисусу подходит гораздо больше, так как это не столько религия, сколько «социальное движение за справедливость». «Мне пришлось пересмотреть, что такое ислам, и я пришел к выводу, что это социальное движение за справедливость. Я думаю, это именно то, что воплощал в себе Иисус в первом веке. Поэтому я делаю заключение, что Иисус, скорее всего, был мусульманином», — поясняет профессор изданию Fox. У теории Роберта Шедингера уже появились противники, приводящие свои контраргументы. Самым главным из них является то, Иисус Христос родился за 600 лет до того, как возник сам ислам. Можно предположить, что Иисус проповедовал некоторые исламистские идеи, общие с христианством. Однако, подобной схожести в этих двух религиозных течениях недостаточно для того, что бы причислять Иисуса к мусульманам. Более того, некоторые оппоненты Роберта Шедингера отмечают, что, если следовать логике автора книги «Был ли Иисус мусульманином?», можно прийти к выводу о том, что это не Иисус заимствовал исламские постулаты, а, наоборот, мусульманский пророк Мухаммед повторил идеи христиан. Принимая во внимание тот факт, что ислам зародился гораздо позже христианства, оппоненты теории Шедингера задают ему встречный вопрос – был ли Мухаммед христианином? Отметим, что споры о национальной принадлежности Иисуса Христа продолжаются на протяжении многих веков. Традиционное христианство признает, что Иисус был этническим евреем, несмотря на то, что был рожден в Галилее, где проживало смешанное население. Однако существуют и другие версии. В частности, что Иисус был палестинцем. Эту теорию официально озвучил премьер-министр ПА Салам Файад в преддверии Рождества 2011 года. Как утверждает историк Джеханзеб Дар, Иисус был палестинцем, а неарабы и немусульмане отказываются признавать это лишь потому, что в их умах палестинцы ассоциируются исключительно с терроризмом и насилием.

  • Известный под номером 17

    Ну и методы убеждения... Впрочем вон известный российский актер Андрей Панин стал ратовать за принятие ислама русским населением, так его по голове тюкнули и капут. Так что Толстой ещё дёшево отделался!

  • Наталья Михайловна

    Фитбэк! Браво Ахмет Закиевич и Рустам Раулевич! Достойный ответ глубокоуважаемому Зуфар хаджи( к сожалению ,мы не знакомы с его толкованием Корана) --это я про статью в разделе Виртуальная мечеть Как выражает свое восхищение современная молодежь:"Респект и Уважуха"!

  • Ринат Гилязов

    Своё резонансное изречение: — «СЧИТАЙТЕ МЕНЯ ДОБРЫМ МУСУЛЬМАНИНОМ", Л.Н.Толстой произнёс, являясь видным представителем христианского общества наследников. Если бы все понимали ислам, так как Толстой — на таком уровне, думаю, в России уже давно все стали бы мусульманами.

  • Иван

    Судя по многочисленным выступлениям именно русской интеллигенции, действительно, ожидается какой-то «развод» в религии. После прочтения этой замечательной статьи уважаемого Маркуса, на память пришло недавнее, очень эмоциональное высказывание, напечатанное во многих СМИ и по сути взорвавшей всю мировую блогосферу: «И российский актёр Андрей Панин сделал сенсационное заявление, призвав всех россиян принять Ислам. В интервью газеты «Аргументы Недели» он заявил: «И вообще, мне кажется, надо всем переходить в Ислам».

    На вопрос изумлённого журналиста:

    – Вы шутите?

    Андрей Панин ответил:

    – Нисколько. Хотя бы какое-то оставшееся белое население станет меньше бухать».

  • Гарик

    "Александр Куприн, прекрасный русский писатель, вложил в уста одного из своих героев, полковника Толубеева, следу дую фразу: "Эх, дал Маху великий князь Владимир Красное Солнышко (эту кликуху он получил за то, что пил, просыхая. — Прим.), когда из всех религий не остановился на исламе. Сделай он так — и мы бы теперь... . "

    Владимир Соловьев, выдающийся русский философ, следующим образом объяснил мотивизацию не принятия князем Владимиром ислама: "В дни своей языческой юностиВладимир вел жизнь в высшей степени порочную, преступную и разврат ную . Честолюбивый и жестокий, он напал на своего старшего брата Ярполкана, велел убить его и захватить его владения. Получив отказ от княжны, к которой он сватался, он изнасиловал ее. Хотел перейти в ислам, но узнав, что Коран запрещает алкоголь, заявил: «Руси есть веселие пить, и мы не можем без питья».

  • Рауль Тухватуллин

    «Иисус Христос на самом деле был мусульманином, заявил профессор Роберт Шедингер...». Кто бы сомневался

    Во-первых, Иисус Христос Еврей (в смысле «Пришелец к Богу»), и мусульманин (в значении «предавшийся Богу»). Кто будет спорить с этим? Ведь он чуть ли не ежеминутно повторяет: это не я делаю, это Отец мой говорит, а я делаю. И я делаю только то, что слышу от Отца моего. Кому, как не Единому Богу он был предан?

    Все мы (наши души) дети Единого Бога, все должны слышать Его тихий голос, но не слышим.

    Иисус же, в отличие от нас «слепоглухонемых», слышал и повторял то, что передавал ему Всевышний.

    Иисус и был сотворен с заданием – миссией или предназначением именно для того, чтобы он озвучивал Новый Завет, вместо устаревшего Ветхого. Потомки тех сыновей Израиля начисто забыли условий договора, заключенного между Богом и их продвинутым предком – Моисеем, что отныне и во веки веков будут жить что только советуясь с Богом. Но забыли и забыли, получили царя Ирода, который правил с жестокостью неимоверной. А вместо праведных пастырей (пастырь – пастух душ человеческих) на седалище Моисея воссели слуги лукавого, о чем и говорит Иисус опять-таки на каждом шагу.

    По сути дела Господь Бог создал Иисуса передатчиком Своего гласа, выражаясь на современном техногенном языке, можно сказать, сделал транслятором своего голоса, чтобы теперь уже в устном порядке передавать Благое (Божье ) слово, ведь само слово.

  • Антон

    Прочитав роман «Ярость» замечательного, очень русского писателя Юрия Никитина, решил своими чувствами поделиться.

    Подтверждение этих слов в романе «Ярость», который написал «очень русский» писатель Юрий Никитин. Устами своего персонажа, министра обороны России, автор говорит, что ненавидит чеченский народ за то, что он имеет то, чего не имеет никакая другая нация, – это гордость. Эта нация не бросает своих детей, не оставляет беспомощных родителей. Генерал-министр обороны заявляет, что будь его воля, он бы запустил на эту республику пару армий танков и врыл весь народ в землю из-за зависти к нему. . Друзья, читайте Никитина:«Цикл Русские идут»: Ярость, Империя Зла, На теневой стороне, Труба Иерихона. Этот автор убедительно показывает путь спасения России, в доказательной форме утверждается, что Россия рано или поздно примет Ислам, ибо только в этом он видит спасение России.

  • Марьямбону Джабарова

    Просто восхитительно.Я была поражена тем,что мой любимый писатель и учитель ,с которым я познакомилась посредством его творчества и невероятным талантом ,образом мысли и гениальности ,принял Ислам.Я все отчётливее понимаю ,что многие просто искажают истину.Многие учёные ,писатели и великие гении приняли и принимают Ислам.Воистину в Исламе спасение и справедливость.Мусульманин не просто слова ,а сочетание всех прекраснейших качеств ,как духовных ,так и сознательных.Я очень благодарю за эту статью.Спасибо.

 Отправить комментарий