→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Октябрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

→ Архив статей

Почему в Исламе нельзя изображать людей и животных?

Почему в Исламе нельзя изображать людей и животных?

Гульнара Каримова.

Это связано с таинственным влиянием рисунка на психику человека.

Коран не рекомендует этого делать в связи с тем, что человек начинает поклоняться не Аллаху, а животным и людям. Так, изображение животных будит в нас животные инстинкты: на гербах, майках, в виде наколок на теле — все это попытка перенять их качества. А изображение людей /особенно, обнаженных тел/ заставляет забывать о Боге и провоцирует безумие.
Меж тем, рисунки природы успокаивают, и увеличивают восхищение ее Творцом.
Есть много примеров, когда картины людей и животных вызывали психические отклонения.
Так, у народов крайнего севера и различных островитян религиозным культом является шаманизм, где поклоняются фигуркам животных и людей. За время существования этих культов, его жрецы — колдуны научились использовать магическую силу искусства их изображения и во вред человеку. Печально известны по этому поводу африканский культ вуду, европейские друиды и волхвы на Руси, которые использовали различные тотемы для причинения вреда здоровью людей. Например, американцы заметили, что некоторые маски, купленные в Африке или на южных островах, где есть культ вуду, приносили трагическую судьбу их владельцам. Многие из них поражались серьезными психическими недугами или заболевали раком. Хотя современная медицина не связывает это напрямую с масками, но больные чувствовали, что это так.
Интересно, что когда Америка юридически узурпировала государство, порабощенная страна мстила таким способом.
Есть картины, в том числе и мировые шедевры со странной судьбой: они приносят несчастье своим владельцам в течение многих столетий. Среди них:
«Джоконда» Леонардо да Винчи. Замечено, то она лишает людей жизненой силы. Первым это отметил писатель Стендаль, жаловавшийся после любования ею на упадок сил. Работники Лувра утверждают, что отсутствие туристов заставляет картину тускнеть, а когда они приходят, краски становится ярче и улыбка отчетливее.
«Венера у зеркала» Диего Веласкеса — приносила разорение всем своим хозяевам.
«Крик» Эдварда Мунка, где изображен кричащий человек, приносила смерть тем, кто был с ней как-то связан.
С картиной «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля старшего связывают бесплодие в семьях тех, кто ее покупал.
Список можно продолжить и среди русских полотен. Похожим действием обладают картины «Портрет Марии Лопухиной» В. Боровиковского и «Женщина дождя» С. Телец.
Все картины объединяет то, что на них изображены люди. И если доказать их пагубную судьбоносность научно нельзя, то ведь на психику-то они влияют. Народ обычно такое замечает, а он никогда не ошибается.
Есть и обратное наблюдение: люди, которых рисовали на картинах, долго не живут. Например, Рембрандт пережил двух жен и всех детей. Саския, знакомая всем по “Данае” и “Флоре”, умерла через 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей — трое из них умерли в младенчесвте. Единственный выживший — Титус умер в 27 лет. Вторая жена — Хендрике Стоффельс, излюбленная модель художника, также быстро скончалась.
У Рубенса моделью его знаменитых мадонн была жена Изабелла. Умерла в 35 лет. Дочь — в 12.
Для самых знаменитых картинах испанца Гойи — “Обнаженная маха” и “Одетая маха” позировала герцогиня Альба, которая скончалась через три года после этого.
Илья Репин боготворил писателя Гаршина. С него рисовал царевича в знаменитой картине об убийстве Иваном Грозным сына. Потом сделал блестящий портрет писателя. Вскоре Гаршин бросился в пролет лестницы.
Первый художник последних десятилетий России Илья Глазунов часто рисовал свою жену Нину. Нина Виноградова-Бенуа выбросилась из окна.

29 comments to Почему в Исламе нельзя изображать людей и животных?

  • Ильшат

    Считаю, что всетаки по современным принципам изображать можно, конечно, если на фото все нормально, а не в плохом смысле.

  • Гузель

    Здравствуйте, уважаемый Рауль Хабибуллович!скажите, а как относиться к фотографированию? Ведь мы фотографируем своих детей с рождения, потом любуемся их изображениями.Кто-то вешает портреты на стену.Не вредит ли это им? Есть же в Исламе какое-то мнение об этом, наверное?

  • Ильшат

    Да не вредит, не вредит

  • айгуля

    Считаю что если девушка-женщина фотограыируется, то должны быть с покрытой головой и плечами как и полагается в исламе

  • Савия

    Аллах хотел защитить женщин от мужской агрессии против них, поэтому хотел, чтобы женщины закрывали свое тело, Коран был послан в то время, когда мужчины женщин за людей не считали. новорожденных девочек живьем закапывали,если были не нужны родителям. А современным женщинам уже не угрожает мужская сексуальная агрессия, они с веками ослабли настолько, что вымирают уже, а все пыжатся. Современная женщина больше подвержена и изучать арабский язык и читать Коран. Посмотрите статистику: сколько мужчин учатся и сколько женщин учится читать Коран. Мне очень жаль, что Создание Аллаха человек в вечном поиске кто сильнее.

  • Ильдар, с.Буздяк РБ

    Вчера привозил в Уфу своих ребятишек на экскурсию. Пока они крутились в гостином дворе, я зашел книжный магазин «Белая река» на улице Ленина. В отделе религиозная литература вижу две новые толстые книги, написанные московским муфтием Равилем Гайнутдином, и на обеих книг его портреты. У своей сестры, которая живет в Уфе, увидел первый номер глянцевый журнал «Мусульманка», а на обороте первой страницы опять-таки его же портрет. На мой вопрос, почему в женском журнал размещен портрет мужчины, она пожала плечами , вдруг покраснела, хотя у меня и мыслей не было на какие-то там намеки …

    Объясните, почему он развешивает свои портреты в женских журналах? Может быть это делают специально враги ислама, чтобы оскорбить такого выдающегося человека?

  • ауль Тухватуллин

    Уважаемый Ильдар! Мне кажется не стоит зацикливаться на таких мелочах. Вы же сами видите, что вытворяет наша эстрадная элита. Чего только не наговаривают они сами на себя, почитаешь – одна мерзость, поэтому лично я телевизор давно уже не смотрю, а за новостями слежу через Интернет. Сегодня мусульманская Церковная элита – это же не какие-то там святоши, а вполне нормальные политики. К исламу они никакого отношения не имеют, потому что Ислам без политики – это уже абсолютно другая религия, Религия с большой буквы и расшифровывается о на как «восстановление связи». Слово «Ре» на греческом означает «восстановление», а слово «лигос» — связь. Спрашивается, кем восстановление связи? Ответ: «С Богом, с Аллахом, естественно». Еще в 8 веке Хазрат Хасан Басри (умер в 782 году) на вопрос: «Что такое ислам, кто такой мусульманин?», ответил: «Ислам в книгах, а мусульманин в могиле». (См. «Тазкират ал-аулийа, или Рассказы о святых», автор Фарид ад-дин Аттар — звезда на духовном небосклоне.) «Тот факт, что мусульманская община до сих пор не в состоянии занять в мире то место, которое отвел ей Сам Аллах, служит лишь доказательством, что она избрала путь отличный от указанного в Коране. Она до тех пор не сможет выполнить свою задачу в мире, пока вновь не покажет готовность послушно принять руководство Аллаха».

  • Ильхам

    • Респект тебе, Рауль, за ответ Ильдару! Читая его, я вспомнил анекдот: День 8-го Марта. В зале народ, в президиуме -ударницы труда, предколхоза пьяный в стельку. Ведущий поздравляет передовиц, награждает их грамотами… "Вот Марьивановна, говорит он, отличная доярка, дом, свое подворье благодаря советской власти. А кем она была до революции? Правильно, товарищи женщины, голь перекатная… Матрену Васильевну возьми, тоже бывшая нищета, хлеба досыта не ела, а ныне свинарка, живет себе кум-королю, да сват министру. Председатель колхоза во все время разговора, поддергивая ведущего за полу пиджака, шепчет: «Ты про меня скажи, про меня…. Ведущий в том же духе продолжает говорить о передовицах, а председатель все достает его и достает, зал слышит и тихо посмеивается. Наконец ведущему все это надоедает и он произносит: «Или вот возьми нашего Ваньваныча. Кем был до революции? Правильно -дурак дураком, а сейчас кто? — Председатель колхоза…

  • Асия

    На вопрос художника, который сказал, что он зарабатывает на жизнь, делая изображения людей, посвященный ответил так: «Того, кто создаст (какое-либо) изображение (любое существо, в котором есть дух) Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнет в него дух, а он не (сможет сделать этого) никогда. Но если ты хочешь непременно и дальше заниматься этим, то тебе следует (изображать) деревья и все то, в чем нет духа».

  • Наиль

    Одной фразой Асия ответила на все вопросы!)))

  • Давно искала эту информацию, спасибо.

  • Арайлым

    А фотографироваться можно? У меня сестра не фотографируется даже в хиджабе.

  • Рустам Пруст

    А может если бы можно было бы рисовать людей животных мир узнал бы много других -Леонардо да Винчей,Рембрандов,Серовых среди Исламского мира. Может тогда в мире больше было бы добра,цивилизции ,а не злости ,мести!

  • Кадыр

    Ислам-древняя религия, и многие положения его противоречат здравому смыслу современного человека. Сейчас мало кому придёт в голову нарисовать лягушку и поклоняться ей как идолу. Рисовать Аллах запретить не может. Но вот поклоняться идолам затмевающем веру в Аллаха возбраняется.

  • Shayra

    На днях вопрос мне задали Почему в исламе запрещено изображать людей ? Люди созданы по подобию Божью, а его видеть нельзя , соответственно и изображать . Запрет не мешал рисовать людей в исторических хрониках и картинах.

  • Stepval

    В Исламе запрещено изображать пророков, ангелов, полководцев или ученых. А как сохранить память о них для последующих поколений? Каковым должно быть почитание по-настоящему великих людей?

  • Администратор

    В его делах, в книгах, в памяти.

  • Амина

    Я вот рисовала животных...потом узнала что нельзя...что мне теперь делать с этими рисунками?((

  • Администратор

    Алейкум ассалям, Амина! Ничего не делайте. Аллах судит человека по намерению, если вы не знали о запрете на эту тему, то и нарушение ваше было неосознанным, а это совсем иная степень вины. Это не злостное нарушение. В этом случае достаточно почитать дуа и попросить прощения у Всевышнего. Здесь нужно знать вот ещё что. В Исламе запрет с изображением живых существ — людей, животных связан с тем, что художник всегда рисует им глаза, которыми пытается оживить рисунок, а это по религиозным канонам подвластно только Аллаху. Поэтому поступая так, художник как бы начинает конкурировать с Богом в попытке наделить неживые вещи душой. Есть хадис в котором пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит о том, что такие люди за соперничество с Творцом попадут в Ад, и там их будут заставлять оживлять свои произведения. Они этого не смогут сделать и будут наказываться за это. В общем будут страдать за это. Вот такая история. Поэтому в Исламе принято украшать вещи — ковры, посуду, мечети орнаментом из геометрических фигур. А на картинах изображать природу. Евреи, у которых также присутствует запрет на такого рода живопись, вышли из положения по-другому: они придумали абстракционизм. Всё это говорит о том, что человеку Богом дано лишь высказывать мысль, которую можно передавать и в виде рисунка. То есть при помощи линий, фигур, красок. Видимо, в этом и есть предназначение живописи с точки зрения Ислама. Символика стимулирует воображение и открывает ворота в духовный мир. А оттуда человек, по замыслу Аллаха, и должен был скачивать свои открытия. Ведь открытие — это то, что открыто нам Богом из Его Небесной скрижали. Невидимое приводит к невидимому, поэтому мысль, изложенная в виде символов, одних лишь намёков, и приводит нас к божественному источнику знаний. А мысль, изложенная видимо, наоборот, закрывает глаза разума, останавливая мышление на видимом. Поэтому такая живопись относится к самообольщению и не приводит к доброму. И в вашем случае не имеет смысла уничтожать свои рисунки, как кто-то может подумать, нужно сделать своим намерением изменить форму изображения мысли на холсте. У художников это называется по-другому видеть.

  • Милана

    А что если я нарисовала голову человека, но он был некрасивым и не очень реалистичным, хотя я примерно немножко знала, что рисовать людей нерекомендуется, но о том что это грех и запрещено, этого я не знала. Что мне делать с рисунком, стереть, выбросить, порвать или цже поздно?

  • Яна

    Помогите мне пожалуйста. С самого ранего детства я живу с мечтой рисовать и работать аэрографистом!я шла к своей цели,потратила много мил и времени,вышла замуж приняла Ислам и узнаю...что рисовать это грех!я люблю рисовать животных т.к восхищаюсь ими как творением Всевышнего,их красотой и грацией.теперь я нахожусь в глубокой депрессии...я жила с этим всю жизнь,и теперь я не могу этого делать?мне очень плохо...

  • Администратор

    Просто выведите это искусство на новый уровень понимания. Насколько мы знаем, аэрография — это стиль фэнтэзи. Но и в Исламе это принято. Вспомните хотя бы сказки «Тысяча и одна ночь», с их циклопами, птицами Рух, и другими фантастическими животными... Настоящий художник всегда рисует невидимое, тогда он совершает открытия, и его картины становятся великим. Возьмите для примера картину японского художника Кацусики Хокусая «В морских пучинах Канагавы», которую журналисты в 20 веке окрестили «Большая волна в Канагаве». На картине изображена огромная волна, нависшая над лодкой близ префектуры Канагава. Ещё в 18 веке Хокусая отобразил на ней редкое явление природы: каждый фрагмент волны (брызг, капля) на картине повторяет очертания всей гигантской волны. Сначала современные учёные-физики запротестовали, мол, не бывает такого явления, а потом обнаружил, что бывает! Он только раз взглянул на неё, запечатлел в мозгу, и образно передал научное открытие, как художник. Вот к этому надо стремиться — увидеть что-то новое. Этим настоящие произведения искусства отличаются от ремесленничества. Это общий принцип для всех, кто хочет рисовать, независимо от того, что он рисует.

    В Исламе же так: Аллах судит человека по его намерениям (прекрасный суд!). Поэтому сначала введите предполагаемую картину в ранг намерения, абстрагируйтесь, поймите, что вы на самом деле хотите нарисовать, и вам сразу откроются все плюсы и минусы вашей работы, одновременно станет ясным и то, что Всевышний хочет от вас. Исходите из того, что все запреты в Исламе имеют свой смысл. Ибо Аллах желает облегчить нам жизнь, а не отяжелить её. Он хочет нас научить тому, как делать что-то правильно. И лучше. Картины мусульман не зря построены на орнаментах. Если хотите — это математика в живописи, её формулы, закодированные в геометрических фигурах, сама научная основа изобразительного искусства. Но вам необязательно делать всё также, то есть передавать рисунок орнаментом. Просто поняв сам принцип того, что вы хотите отобразить, вы сможете сделать это и более изящными, плавными и природными формами. Иногда достаточно цветом и линией передать саму мысль. Возможно, этому стремится научить нас Ислам, вводя ограничения на что-то? И возможно, следуя им, вы откроете новое направление живописи, или даже новый вид её. Так Аллах учит нас мыслить. Надеемся, что были понятны и помогли вам.

  • Яна

    Спасибо большое вам за ответ.но,аэрография-это не совсем фентази.это изображения того,что захочет заказчик.так же могут попросить нарисовать как и природу,так и животное или человека.в депрессии я потому,что когда я рисую,моя душа наполняется светом и теплом,мне хочется совершать добрые бескорыстные поступки.а без этого,я чувствую себя никчемной,ни на что не способной.свои самые лучшие работы,я планирую продать на ежегодной ярмарке,и все вырученные средства направить на лечение больных деток,капля в море,но все же.лучше всего у меня получаются животные,но я безусловно хочу расти,хочу писать пейзажи и что то придумывать.но пока могу рисовать только с фото,набираюсь опыта...начинаю читать литературу с анатомией,перспективой и т.д.чтобы рисовать из головы.орнаменты я точно рисовать не смогу,т.к это требует определенной точности.и о намерениях,Всевышний же знает,что в моем сердце и душе...что каждый раз когда беру в руки карандаш,я благодарю его,за то,что он дал мне такой талант.что восхищаюсь красотой всего того,что он создал.ведь он не просто так дал мне эту возможность?

  • Хайдар

    Занимаюсь иногда, наплывами,резьбой по дереву.Я и не знал,что запрещено людей и животных образ производить в дереве.Но,последний образ «Хранительница очага»пришел образ,беременной женщины,без лица,выводить прекрасную структуру дерева мне всегда нравилось.Можно ли образ без лик?Это как манекены.

  • Администратор

    Яков написал: «Если честно, то статья совершенно неубедительная. Учитывая, что художников сотни тысяч, можно сделать любую выборку. Обязательно найдётся десяток тех, кто прожил мало; десяток тех, от кого отвернулась удача; и десяток тех, кто позировал для картин и не нажил счастья. А как быть с остальными, которые были успешны и счастливы, рисуя людей и позируя? Если бы была хоть какая-то закономерность, говорящая, что художники все как один получают несчастье в наказание от Бога, то уже бы никто и не рисовал. Мне так кажется».

    Но это ведь классика, Яков. То есть на примере более известных и «успешных» показано, чем такие кончают. Остальные, менее именитые на этом поприще, только повторяют в какой-то степени судьбы этих людей. Не бывает людей, живущих совершенно безоблачной жизнью. Как вы думаете почему? Причина этого указана в Коране:

    И не посылали Мы до тебя посланника никакого или пророка без того, дабы, когда грезил он, не бросил Сатана в грёзы его что-либо. Аллах же стирает то, что подбросит Сатана, потом разбирает Аллах знамения свои. Ибо Аллах Знающий, Мудрый! (22:52).

    То есть, когда у человека дела идут хорошо, и есть причина помечтать, он начинает преступать пределы дозволенного Богом. Только каждый в своей области, и это психологически знакомо любому. И тогда Бог наказывает человека. Отсюда неприятности, неудачи и даже смерть, в зависимости от степени вины. Этот аят — та же классика. Ибо здесь ситуация приведена на примере пророков — то есть лучших из людей. Но и они страдали отклонениями в поведении, правда, потом, обращаясь к Аллаху, и «стирали» свои лукавые фантазии. А после прозревали о смысле своих ошибок, и начинали понимать, к чему те могли бы привести. Так и надо было делать если не туда пошёл, ибо слаб человек. Человек создан был жить в Раю, а живёт в Аду, только потому, что преступает границы нравственности, установленные ему Богом.

    По аналогии с аятом, мы привели такие данные, но на примере лучших из художников. Как бы взяли частный случай сказанного в аяте. Получился тоже классический пример, но для художников. И если сделать выборку из жизни остальных живописцев, то мы увидим, что они будут лишь уменьшенными копиями своих кумиров. То есть в точности повторят их судьбы, но в минимизированном варианте. Иначе говоря, для большей убедительности нужно отдельное социологическое исследование.

  • Нигинабону

    Ассаляму Алейкум! У меня один вопрос, пожалуйста ответьте на него... Я люблю рисовать, особенно людей, я много изображала глаз... Очень много... Когда люди говорили, что нельзя изображать глаза, я подумала, что это просто еще одна примета людей и не обратила внимание. Я боюсь Ада... И греховных деяний, потому, что из-за них я не увижу лика Аллаха... Я знаю, что я встречусь с Аллахом... И я боюсь ответа пред Ним...

    Ради Аллаха, дайте фетву на эти рисунки, что мне с ними сделать? Скажете сжечь, я их сожгу ради Всевышнего... Выбросить?! Сделаю ради Аллаха! Я оставлю это деяние ради Него... Но, что мне делать с теми, что уже нарисованы?!

    Я очень хочу увидеть лик Аллаха в Фирдавсе... Но если это деяние введет меня в Ад... То я не смогу увидеть лик моего Возлюбленного... Тогда я не смогу увидеть лик моего Всевышнего...

    Благодарю Вас за внимание... Я буду ждать Вашего ответа на мой вопрос

  • Тимур хазрат

    Валейкум салам ва рахматуллахи ва баракятуху, Нигинабону ханум. Альхамдулиллях, мы рады за Вас, что Вы так искренне переживаете по поводу того, что ранее совершали по незнанию и хотите исправить положение. Всевышний Аллах прощает кающихся искренне. Вам в поддержку хочу привести несколько хадисов:

    Хадисы о грехах и покаянии

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Люди, кайтесь пред Господом вашим! Я, поистине, [не потому, что грешу, а в назидание и в пример вам] прошу прощения у Бога [говоря «астагфирул-лах» («прости меня, Аллах»)] и возвращаюсь к Нему (каюсь пред Ним) более семидесяти раз в день».

    Не нужно грешить, дабы молить Господа миров о прощении и каяться пред Ним. Говоря «астагфирул-ла» («прости меня, Господи»), верующий человек старается быть ближе к Богу, чаще вспоминать о Нем.

    Если же верующий совершил грех, оступился, забылся, то ему непременно следует раскаяться, вознамериться более подобного не повторять и, что очень важно, не волочить эмоциональную тяжесть греха за собою по жизни, а это делают некоторые новички в вопросах веры и религиозности. Напомню слова, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует): «Сатана сказал Господу: «Клянусь Твоим могуществом и величием! Я не перестану вводить в заблуждение [побуждать к греху] рабов Твоих (людей), пока их души не покинут тела [до последних мгновений жизни]!» Господь миров ответил: «Клянусь могуществом Своим и величием! Я не перестану прощать их (людей) [грехи и проступки, совершенные преднамеренно], пока они просят у Меня о прощении [раскаиваются в содеянном и не имеют намерения повторять это впредь]».

    Сподвижник пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд однажды сказал: «Поистине, верующий (му’мин) видит свои грехи подобно тому, кто сидит под огромной скалою и боится, что она вот-вот может обрушиться на него. Ощущение же греха порочным человеком — муха, задевшая его нос, пролетая мимо».

    Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Раскаявшийся в грехе [бесповоротно оставивший его, сделавший все возможное, чтобы впредь его не повторять] подобен тому, на ком [этого] греха нет [как будто этот грех он никогда не совершал. Если Аллах полюбит кого-то [за его благие дела и устремления, за обязательность пред Ним и людьми], то грех [после искреннего раскаяния] не причинит ему вреда». Затем процитировал аят из Корана: «Поистине, Аллах любит искренне кающихся и любит очищающихся [внимательных в соблюдении духовной и физической чистоты]». У Пророка спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление».

    Что касается вынесения фетв, то мы ведь не уполномочены на это. Мы даем общее направление мысли, как следует понимать Коран, хадисы. Главное, что Вы раскаялись и подчинились хадису пророка (с.а.с.),перестали рисовать недозволенные изображения и не намерены делать этого впредь. А как поступить с тем, что уже нарисовано — решайте сами, используя разум, данный Аллахом, делайте дуа и просите Его подсказать Вам. С искренним уважением и добрыми молитвами Тимур хазрат Имаев, сотрудник НИЦ «Нур». alim.ibnrauf@yandex.ru

  • Дамир

    Можно ли нарисовать кого либо но без глаз

  • Alen

    Ассаляму Алейкум!

    Меня мучает вопрос-можно ли рисовать мультяшных персонажей?

    Которые похоже на реальных людей но отличаются глазами,носом,формой лица и т.д.

    Мне 14