Ритуалы в Исламе не являются чем-то отвлечённым и проводимым «ради красоты» — они подтверждают веру человека Богу и способствуют его духовному росту.
В Священном Коране сказано:
Или считают люди, что оставят их, если скажут они: «Верим мы», и не испытают их? (29:2).
В качестве испытания предлагаются поступки, доказывающие веру мусульманина.
Одной из таковых форм проверки веры Аллаху являются ритуалы, принятые в Исламе. Все они оговорены в Коране, и что ещё более важно, там показан их смысл. Например аят:
Тебе поклоняемся мы,
И тебя просим мы (1:5),
лёг в основу намаза – обязательной пятикратной молитвы мусульманина, во время которой свою просьбу-дуа верящий Богу человек предваряет вставанием на колени. Обязательное коленопреклонение Аллаху — это подтверждение его веры Богу действием. Это признание существования невидимого Бога на деле, а не только на словах. Это учит человека общаться с Ним, как с живым, реально действующим лицом. Кроме того, прилюдное вставание на колени перед Аллахом убирает элемент стеснительности человека перед людьми за своего Творца, укрепляя его морально.
В этом и суть намаза как поклонения Ему. Подкрепление веры действием — это доказательство веры. Поэтому такой ритуал непреложный момент богослужения.
Другие аяты показывают, что ритуалы мусульманина являются его жертвой Аллаху, поскольку он в этот момент отказывается от каких-то земных благ ради соблюдения божьих Заветов:
Писание это – руководство, несомненное для богобоязненных:
которые верят невидимому, и совершают молитву, и из того, чем наделили мы их, расходуют (2:2,3).
Обязательное пожертвование из своего земного надела – ризыка – не единственная жертва Богу. Так и все ритуалы, перечисленные в Коране — хадж (паломничество), ураза (пост), чтение Корана (работа со Священным писанием) и другие — всё это можно расценивать жертву Абсолюту — жертву своим временем, своими силами, деньгами, знаниями. Все это действия, подтверждающие веру мусульманина Богу. Поэтому они сохранены в Коране. А все остальные ритуалы, не несущие этого смысла, отметены. Например, в последнем Священном Писании – Коране нет рекомендаций использовать свечи, кресты, иконы или другую атрибутику для богослужения, потому что это никак не подтверждает веру Богу и является суеверием (даже магией) с точки зрения Ислама.
Все эти жертвы не напрасны. В результате каждой из них происходит качественный рост человека – его сознание расширяется и выходит на новый уровень, и он становится духовно более зрелым. Поэтому в Коране о таких сказано:
И это те, которые преуспеют (2:5).