→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Январь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Апр »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

→ Архив статей

ПРОСВЕЩЕНИЕ — ЭТО МОСТ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И СВЕТСКОЙ ЖИЗНЬЮ

Образ различия

«Просвещение никогда не было массовым явлением, не приносило больших дивидендов, но оно предопределяло будущее». 

АК

Периодически в наш мир приходит время, когда люди перестают понимать смысл религии, доказывающий её необходимость для повседневной – мирской жизни, и тогда наступает разрыв в общении между людьми «светскими» и религиозными. Это и есть время Джахилии – духовного невежества, когда люди пытаются идти своими путями к счастью, пускаясь во все тяжкие, и начинают духовно деградировать.

При этом народ не отказывается от религии полностью, считая, что в ней скрыт главный рецепт благоденствия, но вот только духовенство само уже не понимает Священные писания и не объясняет их им. С другой стороны, приверженцы культа, как-никак тянут лямку служения Богу, сохраняя религию, и тем не давая исчезать ни ей, ни народу, принявшему её. В то же время религия не может существовать без людей, и такая взаимозависимость создаёт шаткое равновесие между духовенством и его народом, в результате которого ни те, ни другие не пропадают. Но между народом и духовенством возникает антагонизм: народ презирает духовенство за интеллектуальную деградацию, духовенство – народ за моральную. В это время, как правило, на земле и появляются просветители, которые поясняют Учение Бога, заложенное в Священных Книгах, заново, более современно и практично для человека своего времени. Это вновь воссоединяет народ и духовенство, восстанавливает связь между человеком и его религией, помогает ему прийти к Богу. Примерами таких людей можно привести Абу Хамида аль-Газали, Ризаэтдина Фахретдина, Шигабутдина Марджани (список можно продолжить). Как правило, все они приходили в этот мир в трудное для религии время. Принято считать, что просвещение – удел избранных, но на самом деле просвещение не такая уж сложная вещь, как может показаться обывателю. И сегодня, в век технологий, оно может быть доступно многим. Вот пример этому. Есть в Коране такой аят:

Тех, которые, когда постигнет горе их, говорят: «Поистине, все мы во власти Аллаха, ибо к Нему возвращаемся мы!» (2:156).

Верховный муфтий России Талгат Сафа Таджуддин (глава ЦДУМ РФ) как-то верно подметил, что точный перевод последнего глагола – не «возвратимся», как зачастую его переводят, а «возвращаемся» (по-арабски это звучит даже конкретнее: «возвращающиеся»). Уточнение кардинально меняет смысл, ведь если глагол перевести как «возвратимся», то речь идёт о будущем, о страшном Суде на том свете, а если так, как он действительно звучит по-арабски – «возвращающиеся», то речь идёт о настоящем времени. И вот это уже интересно, поскольку говорит о встрече с Богом ещё на этом свете. Но возможно ли такое? Да, почему нет. Обычно это происходит, когда у человека не идут дела, и его не понимают даже близкие люди, и ему просто не к кому идти за сочувствием. Тогда он автоматически ищет утешения у Аллаха, и Всемилостивый успокаивает его. Такое может происходить даже несколько раз на дню. Просто не верящие Богу (неправедные) люди не признают Источник своего успокоения, считая, что это лишь свойства мозга перерабатывать и рационализировать информацию, в результате чего проблема «рассасывается» сама собой, а верующие (праведники, то есть те, кто понимает всё правильно) признают. Вот и вся разница. Такова точка зрения Корана. Это объяснение смыслов коранических аятов, которое снимает кажущееся противоречие между в Священных писаниях и действительностью, снимает внутренний конфликт человека между его верой и умом, и называется просвещением. Возможно, кому-то покажется, что просвещение – это более сложный процесс, требующие высокого разностороннего образования и особого таланта, и наверное, такие будут правы, но в основе этого процесса всегда лежит вот это простое и убедительное толкование священных текстов, которое примирят человека с окружающим миром, с самим собой.

Точная передача слов Корана на другие языки является одной из составных нашего метода научного толкования его аятов. Чем точнее передаёшь термины главной Книги мусульман, тем правильнее и легче их потом можно объяснять. И тем больше они помогают людям. Вот пример этого. В одном из аятов Священного  Корана сказано:

 Аллах желает для вас облегчения и не желает затруднения для вас (2:185).

Здесь заключён закон, который будет продвигать человека в жизни: желание облегчить жизнь другим. То есть, если вы будете исходить из этой благородной цели, то и сами преуспеете. Человек должен поступать так, ка поступает Сам Аллах, только тогда ему сопутствовать удача. Если мы оглянемся вокруг, то увидим полно подтверждений этому закону. Так, Татьяна Бакальчук, основатель сети «Вайлдбериз», весьма преуспела как предприниматель, став официальной миллиардершей. Но что такое «Вайлдбериз», как не помощь людям?! Подумайте, раньше человеку нужно было идти в магазин, тратить время и силы после работы, чтобы найти себе нужную вещь, и при этом зачастую выбор был жёстко ограничен наличием товаров в магазине. Теперь же любую вещь можно выбрать по интернету из любой точки мира, заказать на маркетплейсе и получить рядом с домом, да ещё дешевле, чем в магазине! В этом и заключено облегчение дел людских. И чем такое облегчение существеннее, тем больше преуспевает ваш бизнес! Сегодня многие откровенно завидуют ей, кляня себя за то, что сами не додумались до такой простой вещи. Но их ошибка заключается именно в том, что они хотели заработать большие деньги, при этом, как можно меньше что-то давая взамен. Поэтому их задумки не сработали. Нужна жертва, в обмен на которую Всевышний дарует человеку вам благо. Только в роли жертвы здесь выступает помощь людям в виде облегчения дел. Другой пример. Немецкий физик Вильгельм Рентген отрыл лучи, способные проходить через вещество. Открытие рентгеновских лучей стало настоящим прорывом в науке, поскольку они позволили ученым изучать структуру атомов и молекул. А прежде всего, сильно облегчило работу медиков в диагностике различных заболеваний до такой степени, что сегодня мало что можно сравнить по полезности с открытием Рентгена. Да и возьмите любое научное открытие или изобретение – все они облегчили существование человека. Например, открытие электричества, благодаря которому появились радио, телефоны, компьютеры, освещение стало совсем другим – как это облегчило людям жизнь! Так ведь любое новшество всегда обеспечивается этим законом. Именно стремление облегчить что-то создаёт прогресс. Получается, что облегчение дел – это основной закон прогресса. Но не только прогресса, самой эволюции вещей. Сравните для примера автомобили начала прошлого столетия и современные. Это земля и небо, а вся их разница состоит в том, что со временем они улучшались по форме, комфортабельности, мощности, элегантности, надёжности и т.п. И в основе этого всегда лежал один принцип – облегчение. Облегчение передвижения и управления этим средством передвижения. Но это, так сказать, всё материальная выгода этого закона, а вот вам и духовная. Если раньше человек, начиная своё дело, руководствовался только видением большой прибыли, и частенько прогорал, то теперь, благодаря знанию этого закона, он поймёт механику успеха, которая не позволит ему потерпеть крах! То есть такие знания делают его духовно зрячим, и, если, скажем, его спросят при его начинаниях зачем нужна «вся эта бурная деятельность?», то он легко может объяснить цель своего предпринимательства облегчением жизни другим. И возразить такому человеку будет нечего, потому что его сознание вышло на более высокий, превосходный уровень понимания ситуации. И это пока ново. Подумайте, так ведь никто пока не отвечает! Сегодня фраза «Для облегчения дел!» должна стать девизом каждого мыслящего человека! И в этом видны новые технологии по продвижению человека в жизни – интеллектуальные технологии. В будущем именно они обеспечат превосходство России в мире. Теперь, когда отечественное производство приказало долго жить, в нашей стране начали развиваться вот такие технологии. И рождаются они на основе научного толкования Корана, в то время как запад продолжает пользоваться ветхими (устаревшими) писаниями, и тихонько начинает отставать на этом поприще. Если же кто-то спросит нас, а можно ли вообще жить, полагаясь лишь на это, мы ответим: да, почему нет!? Посмотрите на евреев, этот народ ничего толком не производит – «ни пашет, ни сеет», а «занимается интеллектом». И пошло это издревле, когда иудеи получили Священное писание – Тору, они стали изучать его массово и весьма преуспели в этом. Не зря же все пророки в Библии – евреи! Отсюда их такая социальная активность, такая особая страсть направлять и управлять всем и вся. Отсюда и происхождение знаменитого еврейского интеллекта. В этом вообще заключена тайна этого народа. Поэтому жить (да ещё как жить!), занимаясь только разработкой Священных писаний возможно. Не зря же в Коране неоднократно говорится:

И говорили они: «Достаточно нам Аллаха, ибо прекрасен Пастырь этот!». (3:173).

И уповай на Аллаха, ибо довольно Аллаха как Пастыря (33:3).

 Аллаха для жизни человеку достаточно, поскольку заниматься Его делом и значит помогать людям. И очень важную (если не основную) роль в этом играет просвещение. Без него верующие массы остаются инертными и маргинальными, а с ним получают свою, активную жизненную позицию. Виноваты в этом отставании священнослужители, которые на самом деле ни о чём другом, кроме своего благосостояния, не думают. Просвещение же учит применять постулаты религии практически в обычной, мирской жизни, и в этом смысле служит мостом между светской и духовной жизнью человека. Оно развивает и духовно, и материально. Это не просто игра умов, в смысле кто кого переговорит или за кем останется последнее слово. Тот же закон облегчения дел заключает в себе великий принцип, который чем больше соответствует истине в каком-то частном случае, тем больше будет улучшать и материальную жизнь людей. Потому что это действительно будет нужно многим людям. И если человек изначально поставит своей целью помощь другим, то прибыль придёт к нему автоматически. Но и это ещё не всё. Здесь есть и мистический момент, ведь такое применение этого аята на практике заключает в себе одновременно и пожертвование. То есть человек, пытающийся облегчить жизнь другим, уже приносит жертву Богу своими делами, своим намерением. Это самый лучший вид жертвоприношения, поскольку в нём отсутствует элемент лицемерия, а таким помогает само Провидение.

Добавим, что лучшей формой в самом просвещении сегодня служит форма научного толкования аятов. Это оправдано как минимум двумя причинами. Во-первых, только наука убеждает современного человека в правоте заявляемых идей, а во-вторых, сам Священный Коран, как наиболее «молодое» из Священных писаний, изложен более современным, научным языком. И потому будет более практически понятен нынешнему человеку, если его и объяснять через науку. «Но причём же здесь наука?», — спросите вы. Ведь для того, чтобы понять этот аят, мы не ставили никаких опытов, доказывающих его правильность, не применяли каких-то сложных расчётов, подтверждающих его, как это принято в науке? Всё это так, но тем не менее, мы сделали главное: вывели закон, который обычно и выводится через постановку многочисленных опытов и специальных расчётов. Только мы сделали это сразу, через аят. А в результате получили тот же самый продукт, на который нацелено любое научное исследование – вывести закономерность и возвести её в закон! Сами аяты – это уже готовые законы, их надо только правильно раскрыть. Поэтому это научное просвещение. Методом тафсира (метод послогового разбора слов) слово «просвещение» означает «про свет вещание», то есть рассказ про свет, где «свет» – это «суть вещей». Это скрытая, невидимая сразу функция вещей, которая и определяет их назначение, смысл. А весь мир-невидимка описан в Священных писаниях. Наука же освещает такие тексты (проверяет их на правильность), и тем просвещает человека.

Leave a Reply