→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

→ Архив статей

УЧЁНЫЕ — НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКОВ

виртуальная мечеть

КААБА Космическая iУважаемые учёные в своей области (психолог и медик) никак не имеют права заниматься комментированием аятов Священного Корана, так как комментатор должен отвечать 15 требованиям, и одним из требований является быть носителем арабского языка. Вы глаголу джагаля придумали новое значение, которого нет в словарях арабского языка и в результате сделали сногсшибательные выводы по аятам 2-22, 25-61 и 25-62.
                                                                                                                                                                     Зуфар хаджи

Поясним читателям, что речь идёт о статье «О научении мышлению аятами Корана», опубликованной в научном сборнике в материалов международной научно-практической конференции

«Актуальные проблемы психологии  и педагогики  детства: тенденции, парадигмы, перспективы развития» в ноябре 2013 года. Она также есть и на нашем сайте под заглавием «Основа мысли». В этой статье говорится о методике применения аятов Корана для развития мышления человека. Конкретно же автор письма ссылается на следующие аяты в статье, цитируем:

...того, который обернул для вас Землю ковром (2:22);

Благословен тот, который обратил в небесах созвездия, и обратил в них Светильник и Луну освещённую (25:61);

И Он — тот, который обратил ночь и день чередой для тех, кто желает помнить и благодарить (25:62).

А вот текстовка к ним: «Эти аяты связывает один термин — глагол „обернул“ (арабское джааля — оборачивать, обращать, вращать). Достаточно растолковать его, как сразу открывается скрытая часть аята. Он указывает на то, что планеты вращаются, а смена дня и ночи на них также зависит от вращения!». В общем, Зуфара-эфенди не устраивает наш  перевод глагола «джааля» или «джагаля» (разница лишь в произношении), который мы перевели как «обращать». И которого, как он считает, нет ни в одном словаре мира. Но Зуфар эфенди, такой перевод есть в Большом арабско-русском словаре Х.К. Баранова, т. 1, стр. 131, Москва, издательство «Русский язык», 2002г. Среди прочих вариантов глагол джагаля переводится как превращать (превращение — это то, что происходит при вращении), вращать (превращение и вращение — это однокоренные слова). Надо было проверить, прежде чем расстраиваться.

Исходя из контекста Корана и научных данных представляется логичным поставить именно этот вариант перевода. Наука, знаете ли, тоже не последняя вещь, учёным и разбираться с Книгой. По этому поводу есть даже хадисы пророка Мухаммада (сгв): «Учёные — наследники пророков», и: «Опорой Ислама станут учёные». Собственно, Коран ведь не зря был низведен как руководство (т.е. инструкция), предполагалось, что с ним будут работать, а этого уже давно не происходит.

Сегодня пророчество Посланника Аллаха Мухаммада (сгв) исполнилось, и учёные взялись за Священное Писание мусульман, которое, к слову сказать, просто изобилует научными открытиями. Поэтому им сам Бог велел с Кораном работать.

Согласны, наш подход к Корану нестандартен, но только лишь. Он не содержит искажений-погрешностей (от этого как раз и уберегают научные данные), поэтому особо сокрушаться не надо. Подумайте: когда приходили пророки, то первые, кто на них бочку катил — были священники под предлогом того, что у тех не было специального религиозного образования. Ису (мир ему) донимали этим вопросом фарисеи, мол, где вы всё-таки учились, что имеете право толковать Тору? Потомки этот вопрос для себя утрясли так: Иисус — Бог, а Богу вроде бы можно пояснять Писание и без образования. С пророком Мухаммадом (сгв) то же самое — он вообще, оказалось, не умел ни читать, ни писать. Поэтому иудеи и христиане его до сих пор за пророка не считают, поскольку он — не Бог, и специальной «корочки» — диплома об образовании у него нет. Дескать, о чём тут вообще говорить!? Но есть такая вещь как боговдохновение, которую в дипломе не пропишешь, и не купишь. Предназначение у них было такое — пророки (мир им), вот они и постигали религию своим божьим даром — талантами то есть.

Как известно из Корана, пророков (мир им) больше не будет, но будут творческие личности, которые станут работать с писаниями. Среди таких есть и учёный люд. И хадис «Учёные — наследники пророков», говорит и о том, что судьба пророков (мир им) в какой-то степени коснётся и их. В этом и таится объяснение того, что иных верующих не устраивает такой подход к Писанию. Но это было «запрограммировано» Аллахом, доказательством чего и служит другой хадис: «Опорой Ислама станут учёные». Поэтому с этим просто нужно смириться — время своё берёт, а, как известно ещё из одного хадиса «Всё время в руке Аллаха». Ему и решать когда что будет.

И если это устраивает Всевышнего, почему это не должно устраивать верующих?! Настоящая наука ведь только бескорыстно продвигает истину, а Коран не боится истины. Отсюда переживать нужно не за Коран, а за себя! Время быстро отсеет всё ложное и наносное вокруг Главной Книги мусульман, оставив лишь чистые и новые знания о ней. Недавно, один значимый имам сказал нам: «Нам не нравится то, что вы делаете не потому, что это правильно или неправильно, а потому, что это делаете вы» (в смысле — не профессиональные религиозные деятели, а  учёные). И это в 21-ом веке, когда весь мир давно понял, что судить надо, прежде всего, по тому, что говорят, а не по тому, кто говорит это! Такие люди тянут мусульман вниз, тогда как все остальные поднимаются вверх! Не уподобляйтесь им! Ведь есть ещё и объективность. Поэтому не чурайтесь вестников, новаторов, сподвижников.  На нашем с вами невольно возникшем противостоянии,  Зуфар эфенди, видно, что старый подход к Корану, защищаемый вами, окончательно состарился, и начал делать грубые ошибки, поэтому он должен уступить место новому подходу, ведущему мусульман к свету. Не удосужившись проверить существование такого перевода в словарях, а просто исходя из своего мнения, представители старого подхода приняли нашу работу за фальшивку. А теперь, когда стало выясняться, что это всё правда, уже не знают, что и делать. Здесь уместны стихи поэта-просветителя 19-го века Мифтахетдина Акмуллы:

Не шарахайтесь прочь от учёных людей,
В них — потребность великая ваша.
Воздавайте им должное! Только злодей
И глупец им на двери укажет.
Муллы! Палки отбросьте свои и хлысты,
Будьте с детской душой осторожны.
От серьезных наук не бегите в кусты,
Все другое и пусто, и ложно.
Ничего нет грустнее невежества мулл,
Пустозвонов под тогой ученых.
Будьте бдительны, дабы никто не задул
Детский разум, мечтой увлеченный!

Эти строки призывают помогать людям науки, а не гнать их. Если раньше истину доносили пророки, то сегодня это делают учёные. По-любому, время тёмных бородачей в религии на исходе. Им было дано великое сокровище — Коран — кладезь научных знаний. А они, вместо того, чтобы раскрывать эти знания, начали трактовать постулаты Ислама своим мнением, и, в конечном итоге переругались между собой, поделив Ислам на 73 течения! Гордыня обуяла их, и и теперь мусульманам легче общаться с посторонними людьми, чем друг с другом! В религию Аллаха стал проникать национализм, а это уже и не Ислам вовсе. Поэтому, Зуфар эфенди, ещё раз обратим ваше внимание на хадис «УЧЕНЫЕ — НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКОВ», пусть эта фраза горит в у вас в разуме, как табличка с надписью «ВЫХОД» в темных залах театра, указывая, куда идти.  Не пытайтесь обойти эту истину, всё равно ничего у вас не получится. Да и не нужно это, а лучше объединив усилия давайте вместе, используя научное толкование Священного Корана,  постараемся преодолеть тёмные времена у мусульман!

На дворе век науки, наука изменила всё. Не только мир вокруг нас, но и то, как мы видим себя. И самые прозорливые из имамов уже качественно изменились сами и обновляют понимание религии. В этой связи весьма показательны вагазы (проповеди) верховного муфтия Талгата Сафы Таджуддина. Благодаря современному видению религиозных основ, он очень просто и убедительно подаёт материал. В память врезался один пример его толкования притч, приведу суть: «...три кита, на которых по представлениям древних теологов держится мир, очень напоминают взгляд на Землю из Космоса. На фотографиях планеты с орбиты, её континенты, соединённые между собой, и вправду по форме похожи на трёх китов. Возможно, и раньше летали в Космос...».  В этой трактовке уже само по-себе заложено открытие — дано научное объяснение притчи. Такой подход интересен, современен, полезен. Он имеет продолжение в мыслях людей, потому и собирает толпы. Учёные сегодня находят множество артефактов в подтверждение того, что прежде были великие цивилизации, владевшие удивительными знаниями. Сразу на ум приходят древние шумеры, индийцы, египтяне. Есть данные в пользу того, что в Древней Индии были самолёты — виманы. Только с изобретением летательных аппаратов в 19 веке весь мир принял слово «аэроплан», а в Индии уже было своё слово их обозначающее — вимана! Получается, и сами виманы когда-то были. Сама мысль о смене цивилизаций (миров) проводится в Коране, и её остаётся лишь дополнять научными фактами. Это всё, что требуется для обновления понимания религии со всеми вытекающими из этого последствиями. Наука уже бросает вызов устаревшей системе взглядов в религии и, побеждает: на БСТ, например, появились духовные передачи, в которых светские учёные отмечают сближение религии и науки, характерное для нашего времени.

...Сбылось пророчество Посланника Аллаха и пророка Его Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Опорой Ислама станут учёные». И мы — сотрудники НИЦ по изучению феномена Корана «Нур» лишь подготовили техническую сторону дела, прививая обществу новый образ мысли.

С уважением, авторы статьи:
АХМЕТ ЗАКИЕВИЧ РАХИМОВ, профессор, доктор
психологических наук;
ТУХВАТУЛЛИН РУСТАМ РАУЛЕВИЧ, канд. мед. наук, врач.

 

Leave a Reply