Когда в 90-х поменялась идеология страны, люди стали возвращаться к религии. И многие научные умы, опьяненные духом свободомыслия, попытались «скрестить» науку и религию, придав последней научную терминологию.
Но без фундаментального знания самой религии, это привело к печальным последствиям: появлению псевдонаучных трудов. Дело аж до того дошло, что в стране была создана комиссия по борьбе со лженаукой. И дабы избежать перегиба в другую сторону, попытаемся отделить побеги добрые от плевел.
Прежде разберемся в терминах. Ибо по сути, все споры идут вокруг четырех из них: религия, наука, ненаука и лженаука.
Наука всегда основана на эксперименте, который могут повторить другие. Поэтому она не жалует религию, где все субъективно. Вот, что написал о религии известный математик и философ Бертран Рассел в статье «Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию»: «… я не могу отрицать, что религия внесла определенный вклад в цивилизацию. Она помогла на заре существования человеческого общества изобрести календарь, и она же заставила египетских жрецов так тщательно устанавливать время затмения, что впоследствии они оказались способны их предсказывать. Эти два добрых дела я готов признать, но никаких других за религией я не знаю».
Но так ли это? И противоречит ли религия науке? Религия, а точнее ее учение — это тоже наука, но наука о мире тайном, или, в терминологии писаний, духовном. Слово «дух» же в писаниях служит синонимом слова «мысль». И данные писаний — это просто идея. Поэтому религия, на самом деле, всегда вдохновляла умы.
Ведь религия основана на вере в невидимое. А именно это помогло открыть невидимые воздух, электричество, радиацию… И потому за религией много больше доброго для науки, чем составление календаря или предсказание затмений. По сути, она и создала науку. И все идеи, доказанные сегодня научно, вышли когда-то из писаний. Так, посты перешли в лечебное голодание, целительство превратилось в психологию, мысль о бессмертии души преобразилась в науку о долголетии — геронтологию, а законы Божьи — в конституцию. Да и многое еще чего в науке такого, что прямо или косвенно связано с ней.
Но тогда где же разошлась религия и наука? Оказывается, в терминах. Религия описывает невидимые процессы видимого мира. И для этого использует язык метафор, который нужно адаптировать к профессиональному мышлению. Например, скажи врачу «богослышимость» — это для него прозвучит смешно, даже подозрительно. Мол, не того-ли? Но скажи «трансовое состояние», и это воспримется серьезно. А суть-то одна — и то и другое предполагает раскрытие творческого потенциала человека.
И чтобы понять писания, ученым надо было разобраться в их терминах. Да не со слов верующих людей, у коих чувство часто доминирует над разумом, а самим изучить их. А иначе, как сказал Козьма Прутков: «Не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?» Отсюда и произошли эти “ненаука” и “лженаука”.
Ибо ненаука — это попытка человека, не освоившего науки, ее методов исследования, объяснить писания научно. Например, в свет вышла книга М.И. Кацнельсона и В.Ю. Ирхина «Крылья Феникса: Введение в квантовую мифофизику». Авторы соединили две разные категории — мифы /духовную категорию/ и физику /категорию материальную/. У каждой из них свои законы, и смешивать их нельзя. И по мнению академика РАН М. В.Садовского, книга находится вне науки.
А лженаука — это сознательная подтасовка данных в науке с целью скорее прославиться без труда или “выбить” дивиденты. И для этого приходится «жонглировать» научными терминами, придавать им волюнтаристское толкование.
Как пример, приведу абзац одной “научной” монографии: «...Необходимо было пойти в направлении создания методологии мягкого регуляторного вхождения в неизвестные ранее семиотико-семантические материально-волновые пласты генома высших биосистем с целью лечения, создания гибридов, продления жизни, формирования организма человека как гармоничной и устойчивой к неблагоприятным факторам структуры. Другая стратегическая цель в создании искусственных ДНК-логических устройств с использованием волновых (голографических и солитонных) принципов памяти, сравнимой по механизмам и возможностям с генетической». (Г.И. Шипов, Теория физического вакуума, 1993).
Любой, мало-мальски разбирающийся в вопросе специалист скажет, что написанное — полная чушь. То есть здесь нет непонятных терминов, но в целом, их сочетание дает совершенную бессмыслицу, хотя на неискушенный взгляд все выглядит в точности так, как пишутся «серьезные научные труды». Или вот еще «шедевр», того же автора: «Предстояло дать физико-математический формализм». Вряд ли кто-то скажет, что значит «дать формализм», но «дать» эффектно навороченную наукообразную фразу, порой, очень выгодно. И не важно, что в ней нет никакого смысла!
Другой пример лженауки — это когда желаемое выдают за действительное. Так, сегодня по аналогии с идеей о духовном мире /взятой из писаний/, появилась идея о торсионных /тонких/ полях. Идея неплоха. Но надо сказать, что покой доказано существование двух видов взаимодействий: гравивтационного и электромагнитного. А торсионного не доказано. Но некоторые авторы уже исходят из того, что это научный факт.
Вот так и получается, что когда ученые пытаются “внедрить” религию в науку и возникает псевдонаука. А если люди верующие науку в религию, то — ненаука.
Тогда как идеи писаний просто надо доказывать. Например, Коран — самое молодое, а потому самое близкое к науке Писание, подал идею о кругообращении тел небесных: «Ибо Он — тот, который сотворил ночь и день, и Солнце, и Луну — каждое в круге своем плывут они» (21:33). И, возможно, на ее основе, спустя 800 лет Коперник предложил модель солнечной системы.
Потому с Кораном надо работать доказательно. Чем мы и занимаемся. И на сегодня вестник “АК” — это основной научный ресурс страны по исследованию Корана.
Толковать Писание правильно — нетрудно, для этого надо просто быть образованным и честным человеком. Признание его научности скорее зависит от багажа совести ученого. Зато идеи Корана, разработанные наукой, значительно ускорят прогресс.
Ибо как сказал великий ученый и просветитель конца XVII века М.В. Ломоносов: «Наука и религия в распрю прийти не могут... разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет».