→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

→ Архив статей

ОБ ОСНОВЕ ИСЛАМА

 

Школа Корана

71gKYyt9PzgСегодня время, когда все стремятся быть успешными. Но в итоге успех человека зависит от признания его Богом – оттого, насколько он полезен для Бога. Только тогда он будет по-настоящему полезен для всех остальных. В противном случае, он становится общественным паразитом. Поэтому очень важно знать,

как нам жить так, чтобы наша жизнь стала богослужением даже в наше меркантильное время, когда сознание человека максимально заматериализовано, а повседневные заботы и нужды постоянно отвлекают его от своего Творца. Для этого нужно понять, что на самом деле является поклонением Аллаху, приносящее очевидную пользу и в наше время. Чтобы ответить на этот вопрос, разберём Учение Ислама в духе научного просвещения.

В священном хадисе, переданном от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 «Остерегайся запретного, и ты будешь самым поклоняющимся среди людей, довольствуйся тем, что дал тебе Аллах, и будешь самым богатым среди людей. Будь благочестив со своим соседом, и ты будешь верующим, полюби для людей то, что ты любишь для себя, и ты будешь мусульманином. Не чрезмерствуй в смехе (поменьше смейся), поистине частый смех убивает сердце». Этот хадис передали Ахмад 2/310, ат-Тирмизи 2305, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 9543.

Для того, чтобы лучше понять сказанное и применить это в жизни, мы должны понимать, откуда взялись сами хадисы. Удивительно, но хадисы – слова и поступки Пророка и Посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), оказывается это простое пояснение аятов Корана:

 И лишь приведут они тебе притчу какую-либо, открываем Мы тебе истину и лучшее толкование (25:33).

Видите, как только люди приходили к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) за разъяснением тех или иных аятов, он обращался к Богу, Бог ему пояснял их, а затем пророк (с.а.с.) пояснял их спрашивающим. Отсюда следует и обратное: все хадисы основываются на аятах. Для примера возьмём предпоследнее предложение хадиса: «…полюби для людей то, что ты любишь для себя, и ты будешь мусульманином». Оно легко сопоставляется со следующим аятом:

 Никак не обрести благочестия вам, пока не будете вы расходовать из того, что любите. И о том, что издержите вы, воистину, – Аллах об этом Знающий! (3:92).

Основой любой религии является вера Богу, любовь к Богу, потому что Бог любит человека и даёт ему всё, что тот просит бесплатно и сколько нужно. В этом и заключен смысл фразы: «Бог есть любовь!», то есть это следует понимать так, что любовь от Него исходит. Человек должен был поступать также: дарить другим то, что он любит сам, тогда и он подтвердит свою любовь к Богу, и тем заслужит Его благосклонность. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) старался поступать так, как велят аяты Корана, отсюда и произошли хадисы – пояснения Корана на практике. Практическое пояснение аятов – пример, оставленный Пророком и Посланником Аллаха Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) того, как надо поступать нам – точно так же! Просто работать с аятами Священного Корана, раскрывать их смысл и применять на практике для того, чтобы жить лучше. Такого человека Аллах со временем и поднимет в обществе, даруя ему имя (известность), которая увеличит его ризык в этом мире и даст надел в ахирате. Лучше Аллаха не скажешь, поэтому наша задача только вторить Автору (Он – «А» –  первый, мы – «в» –  вторые!). Так поступают ангелы, потому они безгрешны и сильны. Но мы, в отличие от ангелов, можем не просто повторять, а применять сказанное в аятах в различных жизненных ситуациях, раскрывая всё новые грани смыслов слов Аллаха. И таким образом получать новый опыт, новые знания. Это и есть предназначение человека:

И вот сказал Господь твой ангелам: «Обращу Я в Земле наместника». И сказали они: «Неужто Ты обратишь там того, кто станет сеять нечисть на ней и проливать кровь? Мы же воздаем хвалу Тебе и святости Твоей». И сказал Он им: «Я знаю то, чего не знаете вы» (2:30). 

В конце аята Аллах говорит о том, что знает что-то такое о пользе человеке, что неизвестно ангелам. В самих знаниях и заключен ответ на вопрос: что это? Человек, проходя жернова бытия, может приносить новые знания для Аллаха. Ведь Аллах – Знающий, а знающим может быть лишь тот, кто постоянно обновляет свои знания. И эти знания настолько будут тверды, насколько они будут в основе своей опираться на аяты Корана. Поэтому свои слова и поступки человек должен был основывать на них. Тогда проблем ни у кого и не было бы. Работа по раскрытию аятов и есть наш великий Джихад, через который мы будем множить добро поднимаясь в обществе, тогда как отрицающие Коран, будут, упражняться во зле, постепенно опускаясь вниз. Коран – это Слова Бога, а потому истина в чистом виде (ведь Аллах не ошибается!) и всё, помимо прямой речи Бога – Корана, это язычество, то есть вещание от «своего языка», представляющие собой надуманные вещи, не основанные на истине, а лишь продиктованные своими страстями. Дальше тот, кто будет основываться на правде, и станет человеком в полном смысле этого слова. А тот, кто будет следовать лжи, превратится в человека-скота. Выбор остаётся за самим человеком. Такова вкратце концепция Ислама по развитию личности.

Теперь представим её на примере одной из рекомендаций вышеуказанного хадиса: «Остерегайся запретного, и ты будешь самым поклоняющимся среди людей». Чтобы понять, как нам это сделать, мы свяжем слова хадиса с аятом Корана, от которого, возможно, и проистёк сам хадис:

Это – границы Аллаха, не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет знамения Свои людям. Возможно, убоитесь вы! (2:187).

Аят и хадис дополняют друг друга. Поэтому их сравнение раскроет нам смысл сказанного Аллахом более полно, а значит, более применимо в быту. Границы Аллаха – это Его законы. Они даны в аятах Корана. То есть каждый аят Корана содержит какой-то закон. В данном аяте это закон о том, чтобы не преступать законы. И это основной закон интеллектуального развития человека. Как ни парадоксально это прозвучит, но в самом таком ограничении и заложено расширение возможностей. А объясняется это очень просто. Ограничение законами означает соблюдение законов, а в этом случае человек получает какие-то новые знания, которые и расширяют его возможности. Приведём аналогию: соблюдая (читай: «применяя») закон физики – закон Ома для участка цепи, мы понимаем, что последовательное или параллельное включение в цепь источников света приводит к тому, что в первом случае мы можем освещать пространство вокруг себя только одной лампочкой, а во втором – мы можем использовать десятки ламп, используя то же количество электроэнергии. И в этом смысле мы как бы расширяем свои возможности, не прибегая к дополнительным ресурсам. Тогда можно сказать, что ограничение законом (то есть разрешение только одного приемлемого варианта поступка) расширяет возможности ограничиваемого человека! В этом и состоит благо от поклонения Аллаху для самого поклоняющегося! Другими словами, принятие или использования законов божьих и есть поклонение Аллаху в научном понимании этого процесса. Приведём примеры, подтверждающие это. Вот аят Корана, который содержит универсальный закон выживания для всех живых существ:

И что нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях в небе, которые не составляли бы общины, подобно вам. Так что не упустили Мы в Писании ничего. Потом к Господу их соберут их (6:38).

Объединение – это основной принцип, которым руководствуется вся живность в мире от микробов до людей, чтобы самосохраняться. Именно это создаёт необходимость жить стадно. Когда-то на земле параллельно были два вида человека: неандертальцы и хомо сапиенс. Но выжил только хомо сапиенс, хотя неандертальцы были крепче сложением и сильнее физически, а их мозг не уступал нашему по своим возможностям. Учёные нашли этому только одно объяснение – неандертальцы жили разрозненно, а человек разумный сообществами. Это облегчало его существование и позволило ему, в конечном итоге, сохраниться как виду. Неандертальцы же не помогали друг другу и потому исчезли. Это также пример того, как соблюдение вроде бы ограничивающих свободу индивидуума законов Аллаха, на самом деле увеличивает его возможности. Другой пример:

И не расточительствуйте, поистине, не любит Аллах расточительных! (6:141).

На примере этого закона очень хорошо видно, что ограничение себя в ненужных тратах сейчас, может хорошо помочь вам потом, когда ваше состояние действительно будет нужно для дела. Это также помогает не пропасть в будущем и умножить свои возможности.

Из этих примеров становится ясно, что соблюдение вроде бы ограничивающих в чём-то человека законов Аллаха на самом деле идут этому же человеку только на пользу, умножая его силу. Они защищают его от потерь и наделяют сверхвозможностями (то есть возможностями, которыми он в обычном своём состоянии не обладает). И все постулаты Ислама основаны на этом. Например, сюда же можно отнести закон о намазе (ежедневой пятикратной молитве), уразе (посте), о хаире (милостыне), о коллективном дуа (когда групповая молитва преобладает над одиночной), и все остальные рекомендации, нужные для тренировки духа, ума и тела, поэтому соблюдение их человеку только выгодно.

Из такого понимания поклонения Аллаху, то есть простого соблюдения Его законов, следует ещё одна важная мысль – это должно происходить автоматически даже против воли человека, ведь сам закон – это то, что должно исполняться помимо нашего желания, поэтому мы должны были просто вынуждены их соблюдать. А значит, наше поклонение должно было происходить автоматически! Но это так и происходит. Законы божьи приходится соблюдать по-любому. Например, мы дышим воздухом, содержащим кислород, без которого не смогли бы прожить и нескольких минут, а значит, автоматически соблюдаем один из законов Аллаха, по которому был создан человек. О подобном говорится в следующем аяте Корана:

И Аллаху поклоняется то, что в Небесах и в Земле, волею или неволею. И даже тени их по утрам и вечерам (13:15).

 

Как тень вынуждена следовать солнцу, от которого она зависит, так и все творения Аллаха неизбежно вынуждены соблюдать Его законы, которые мы ещё называем законами физики, математики, химии и именами других наук, и в этом смысле поклоняются своему Творцу вольно или невольно. Здесь мы вынуждены сделать оговорку и пояснить, что все законы, в том числе и те, которыми пользуются учёные, заложены именно в законах Творца и Создателя, сотворившего и создавшего этот мир. Вседержитель и создал эти законы, на которых потом основал мироздание. И перечислены они в аятах Священного Корана. Об этом сказано в нём самом:

 

И так низвели Мы его, как законы на арабском. И если же последуешь ты за страстями их после того, как пришло знание к тебе, то нет тебе от Аллаха и ни покровителя, и ни защитника! (13:37).

 

Прежде всего, обратим ваше внимание на то, что сам аят в целом призывает руководствоваться, опираясь на закон (на факты), а не на предубеждения. А это и есть обучение научному подходу при принятии решений, которому обучает нас Коран! Теперь обратите внимание на первое предложение аята, оно и говорит о том, что весь Коран изложен в виде законов, только переданных на арабском языке. Конечно, мы берём на себя большую смелость, утверждая это перед лицом современной науки, но всё же попробуем отстоять эту мысль. И сделаем это на примере. Есть в Коране такой аят:

 Ибо пред Ним вещь всякая по мере (13:8).

Для сказанного в аяте показателен пример, произошедший с Дмитрием Ивановичем Менделеевым, которому, как известно, его таблица приснилась во сне. Приснилась она ему в виде карточного пасьянса, где вместо рисунков на картах были надписи химических элементов. Проснувшись, учёный понял, что это и есть таблица, которую мозг преподнёс ему в виде карточной символики. Но по его же собственному признанию, Менделеев долго не мог понять, по какому принципу элементы в этой таблице выстроились в ряд. И только по прошествии времени его осенило, что они расположены по мере возрастания их атомного веса! Это и есть основная идея аята: обо всём судить по мере! Это общий закон, который Дмитрий Иванович применил только в частном порядке – для создания таблицы химических элементов. И поскольку в её основе лежит общий закон, то он преобразовал данные таблицы в систему. А любая система великая вещь, поэтому открытие Менделеева считается великим. Теперь посмотрите: аят говорит, что всякая вещь определяется её мерой, и любое научное исследование упирается в изучение меры чего-то: меры вещества в растворе (в химии), меры давления (в механике), меры длины или веса (в физике), меры излучения (в оптике, квантовой физике), и т.д. Более того, этот аят Корана представляет собой закон для создания новых законов! Ведь если подумать, то мы сразу найдём массу примеров, подтверждающих, что все они основаны на нём. Например, в юриспруденции все законодательство построено на степени ответственности субъекта по мере содеянного им зла в преступлении. Признание (возвышение) человека в социуме основано на мере его общественной пользы (закон социальной справедливости). Рост рыночных цен на вещь идёт по мере востребованности этой вещи (закон рыночной стоимости) и т.п.

Благодаря связи с наукой, Коран очень современен, и современен, прежде всего, своим слэнгом, который сегодня очень понятен и практичен. Он не только излагает вечные законы мироздания в виде текстов аятов, но сразу же предлагает технологии по применению этих законов. И делает всё это всего лишь при помощи одной фразы. Судите сами, словосочетание «по мере» служит шаблоном для открытия законов, если слова аята продолжить для какого-то отдельного случая, например: по мере возрастания атомной массы (как в таблице Менделеева); или: «сила притяжения между двумя объектами возрастает с увеличением (читай: по мере увеличения) их масс» (закон всемирного тяготения, открытый Ньютоном); или: «сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна электрическому сопротивлению данного участка цепи» (закон Ома для магнитной цепи, который можно изложить и так: сила тока в цепи увеличивается по мере увеличения напряжения и уменьшается по мере возрастания сопротивления данного участка цепи). По сути дела, это клише – «по мере» и представляет собой технологию открытий, ведь эти продолжения мысли аята должен был делать уже сам человек, добывая всё новые и новые знания. Теперь нам и впрямь остаётся только вторить Аллаху – повторять Его слова с пользой для себя! Это и есть тот джихад – то усилие, к которому призывает нас Аллах в Коране. Согласитесь, не так уж эти усилия и тяжелы, если понимать, что от вас требуется брать за «заготовку» открытия идею какого-то аята и применять её в деле, которому вы посвятили жизнь. Только незнание этого привело к тому, что никто сегодня не пользуется Кораном как научным руководством.

Но понимая это, не перестаёшь удивляться тому, как просто и велико составлен Коран! Порой не только фразой, но и одним словом, Коран стимулирует научные прорывы, как в случае с арабским глаголом «джааля» (вращать):

Превращаешь Ты ночь в день, и превращаешь Ты день в ночь (3:27).

Слово «превращение» методом тафсира (толкования слова) разбирается как «при вращении». То есть это то, что происходит при вращении. В данном случае, при вращении (Земли) ночь переходит в день и наоборот. И это предсказание научного открытия, сделанного за 600 лет до Коперника уже само по себе удивительно. Но не только это. Глаголом вращать Коран указывает нам универсальный метод решения любых технических задач, вспомните хотя бы изобретение колеса. Или изобретение полковника Кольта – вращающийся барабан с патронами в револьвере, который сменил кремниевое оружие. После каждого из таких применений принципа вращения на практике человечество сразу переходило в новую техническую эру! И это можно продолжать и сегодня! Принцип вращения – это великий принцип, используя который можно гениально решить любую проблему. И Коран обучает этому принципу. Более того, по Корану, все Свои проекты, Аллах воплощает одним действием – вращением. Поэтому всё во вселенной от атомов до планет вращается! И мы в быту лишь копируем этот принцип, устраивая всё на нём: вращается гончарный круг, создавая нужные нам предметы из глины; вращается наш капитал в экономике, наши соревнования идут по кругу стадиона, закручиваются винтики в наших машинах, вращается чай в стакане, когда мы мешаем в нём сахарный песок, вращается стрелка на часовом циферблате, да и сами мы, на вопрос: «Как дела?», часто отвечаем: «Кручусь понемногу!». Хотя вселенная и большая, но нам всё время не хватает места в ней, поэтому уместиться всем, не мешая друг другу можно только вращаясь. Вращение делает любой процесс компактным, видимо, оттого оно и универсальный метод решения проблем. Так легко и доступно Коран раскрывает нам тайны бытия. Именно сочетание научности и житейской мудрости в тексте Корана делает его таким великим. И чем больше читаешь Коран, тем больше он очаровывает.

Но если поклонение Аллаху заключается в соблюдении Его законов, а их соблюдения происходит автоматически по определению, то в чём же разница между верующими и неверующими, праведниками и неправедниками, если и те, и другие всё равно служат Богу? На это нам даёт ответ другой аят:

Расширяет Аллах надел тому, кому пожелает и размеряет его. А они довольствуются жизнью бытия. А жизнь бытия в сравнении с жизнью последней лишь услада временная! (13:26).

 Разница между ними в мере благ, которыми Аллах наделяет человека по заслугам. Если человек соблюдает законы, то он начинает разбираться и в их пользе. Тогда он начинает использовать эти законы себе во благо, примерно, как в случае с законом Ома. В результате он как бы расширяет свою меру благ. То есть заслуга человека перед Богом заключается в понимании пользы Его законов и применении их на практике. Далее награда приходит автоматически в виде нового знания, которое расширяет возможности человека. Это приносит ему доброе имя, на которое он живёт здесь и сейчас, и благодаря которому остаётся в вечности. Всё по-честному. В противном случае, он просто существует. Бывает ведь и так, что человек исполняет закон «механически», но не вдумывается в него, а значит, не понимает его смысла  и, следовательно, не может применить его творчески. В этом случае, можно сказать, что мера его благ расширяется не полно. Отсюда хадис: «Сон учёного лучше, чем поклонение невежды». Вот так.

Подытожим. В этой статье мы раскрыли ещё одну тайну Корана – тайну законов, заложенных в его аятах. Тайна заключается в том, что если человек открывает какой-то из них, то он выходит на новый уровень сознания – обобщающий знания уровень. При этом у него создаётся новая надстройка в разуме, которая позволяет ему мыслить шире. Это поднимает его выше, даёт новые возможности. Именно в таком интеллектуальном скачке и заключается на самом деле милость Всевышнего, ибо он продвигает нас в обществе. Поэтому в следовании Его законам – то есть применении их на практике и заключается настоящее поклонение Аллаху как Автору этих законов. В этом присутствует и элемент признания могущества Аллаха, и благодарности Ему. А также благо для самого человека. Из хадисов известно, что первое, о чём будет спрошен в судный День человек – это о его намазах: читал  ли он их, и как он их читал? Поэтому основой Ислама является намаз, состоящий из чтения сур Корана и земных поклонов. Но можно ведь кланяться кому-то и не поклоняться ему. Поэтому суфии – мудрецы Ислама говорили: «Не складывай бремя своего носа на землю!» (то есть не обременяй землю пустыми поклонами, если не понимаешь, почему ты на самом деле это делаешь). При научном просвещении происходит как раз наоборот: познавая смысл сказанного в аятах Корана, человек невольно опускается на колени перед своим Творцом, пораженными теми возможностями, что Тот открывает ему. Тогда намаз его приобретает совсем другое качество! И такого человека Аллах поднимает в жизни. Сегодня это происходит через науку. Поэтому научный подход к Корану и к Исламу в целом расширяет возможности человека. В этом и польза для человека от поклонения Аллаху в современности. В противном случае будет вот что:

Разве не видели они, что приходим Мы к земле и сокращаем края её? Ибо Аллах судил так, и нет отменяющих суда Его. И Он скор на расчёт! (13:41).

 Речь здесь о том, что людей, которые не следуют законам (Аллаха), тихонько сживают с лица земли. Это справедливо как для немусульман, так и для мусульман. И изменить этого нет никакой возможности. Фраза же: «И Он скор на расчёт» говорит о том, что мы увидим результаты и того, и другого (и следования, и неследования Аллаху) ещё при своей жизни. Итак, жребий брошен, теперь каждый сам должен решить, что выбирать: тьму или свет, но в первом случае – это падение вниз, во втором – путь наверх!

 

Leave a Reply