Другие понимают термин «дин» как религию. Но это также неправильно, поскольку «религия» — это латинское слово, и переводить с арабского на русский латынью, значит переводить не на русский, а на латынь. Это делает его значение расплывчатым. К тому же слово «религия» уже изначально на латыни имеет много вариантов толкования, которые, бывает, и противоречат друг другу.
Меж тем, этот термин встречается в Коране сразу же: в первой главе «Образ открывающий». Эта глава сама по-себе очень важна тем, что её семь аятов-стихов служат перечнем разделов всего Учения Аллаха. И практически каждый её термин несёт в себе философскую концепцию, которая затем раскрывается в остальных главах-сурах. Поэтому все термины этой главы должны быть рассмотрены бережно и переведены однозначно, ведь от этого зависит то, как в последующем будет понято всё Учение. И мы обозначаем его как «служение». Ибо как ни переводи его, под ним люди всегда интуитивно понимают богопочитание, то есть своё личное отношение к Аллаху. Это, в конечном счете, и означает их служение Всевышнему. Не зря основное значение термина «ад дин» по Корану связано с важнейшей для Писания и Ислама идеей обязательности подчинения Аллаху и Его беспредельной власти. Поэтому в точном переводе аят первой суры с этим термином — «Малики йаумид — дин» должен звучать так:
«Царю Дня служения» (1:4).
Часто же переводчики ставят вместо этого «Царю Судного дня», что хотя и близко по ситуации, но очень далеко по значению самого слова. Во-первых, Судный день по-арабски звучит как «кыяумят», что уже не даёт права легко ставить его там, где его нет. Просто в этот День будет оценено, кто и что заслужил перед Аллахом. А во-вторых... а вот во-вторых — это и есть тема нашего разговора.
Если суд над человеком — это пассивное для него действие, при котором он просто стоит и ждёт решения суда, то служение — это то, от чего зависит это решение. Это активная деятельность каждого, позволяющая повлиять на это самое решение. И сделать это можно только загодя, в нашей земной жизни. Поэтому это слово в начале Корана — руководства для бытия, сразу ориентирует нас на то, что мы должны служить Аллаху здесь, чтобы получить основную награду там, на Небесах. От этого зависят наши действия на Земле, и поэтому очень важно сразу правильно обозначить этот термин «ад дин».
Теперь о самом служении Аллаху. По Корану каждый из нас — это раб Аллаха. «Раб» — значит работающий на Него, то есть человек, исполняющий своё Богом данное ему задание до отправки его души на Землю. Или исполняющий своё предназначение (предварительное назначение души). Собственно, рассказ о путешествии души на Землю и возвращении её обратно к Творцу — это есть основная канва Священного Писания мусульман. А вся Книга — это инструкция о том, как исполнить свою цель жизни на Земле — реализовать своё предназначение. А её раздел о служении Ему — это целая наука об исполнении Божьих заповедей-законов. Она основывается на трёх составных: вере (аль иман), действии — исполнение религиозных предписаний, следование заветам Корана и Сунны (аль Ислам), и духовном самосовершенствовании через познание (аль-ихсан). Такое определение термина «ад дин» дано в хадисе, приводимом аль-Бухари. Все эти три составные начинают работать одновременно, если придерживаться следующих рекомендаций Корана:
— вера в невидимое. Это первое и главное условие для мусульманина, ибо всё в Исламе основано на этом. Аллах невидим, поэтому в Его существование можно только верить. Отсюда также вытекает идея о наличии невидимого мира, исследовать который и есть первая задача человека. Вера в невидимое — это основной двигатель прогресса: она произвела все научные открытия, например, невидимой радиации или воздуха. Более того, вера в невидимое и породила саму науку, задача которой изучать невидимые процессы видимого мира, например, исследовать электрический ток, производящий видимый свет. Кроме того, вера в невидимое и приводит к пониманию необходимости исполнения религиозных предписаний. Ибо, зная о существовании невидимых сил, человек приходит к мысли о важности соблюдения Законов Аллаха. Никому же не придёт в голову сунуть два пальца в розетку, только потому, что электрический ток невидим. В этом случае наказание за несоблюдение Законов невидимого мира неизбежно и очевидно.
— совершение молитвы (ас салят). У нас нет инструментов познания невидимого мира, и получить сведения о нём можно, только вопросив его Автора — Аллаха. Надо помнить, что многие научные открытия невидимого — это только гипотезы-мысли, например, о фотонах — невидимых частицах, из которых состоит свет. Это похоже на правду, но, как говорится, в руках их никто не держал. Молитва — это и есть обращение к Богу за сведениями о невидимом. А Ислам — это и есть состояние Богослышимости, при котором человек получает от Него знания.
— реализация своего духовного надела-потенциала (ар ризыка) через свой дар. Ибо только через дар можно услышать Творца, и раскрыться. Это и означает совершенствоваться.
Эти пункты и составляют основу науки служения Аллаху — ад дин.