тайны Корана
Одной из загадок Корана является речь, высказанная в третьем лице. На первый взгляд, она звучит непонятно. Например:
Вот сказали они: «Конечно, Юсуф и брат его милее отцу нашему, чем мы. А ведь нас большинство. Поистине, отец наш в заблуждении явном!» (12:8).
В этом аяте братья знаменитого пророка Юсуфа (мир ему) совещаются между собой. Здесь всё понятно. Но сразу же за этим аятом идёт аят, где речь уже ведётся от третьего лица:
«Убейте Юсуфа или бросьте его в стране далёкой, тогда обратится к вам лик отца вашего. И будете вы из людей праведных!» (12:8).
Поскольку по контексту непонятно откуда это лицо взялось, то ситуация выглядит и впрямь странно. Однако, ничего странного тут нет, просто надо помнить, что Коран — это Книга о духовном мире человека. И часто она передаёт не столько речь, сколько сами мысли (смысл). В данном случае в разговор «вмешался» Сатана. Посмотрите: он предлагает братьям убить их брата или, в крайнем случае, бросить его в чужой дали, а потом, избавившись от него, снова зажить честными гражданами с «незапятнанной» репутацией. Это вдвойне лицемерное отношение (диктующее, во-первых, такое отношение к близкому человеку, а во-вторых, попытка после этого предстать перед светом чистыми людьми) и выдаёт голос Искусителя. Остаётся только объяснить кто такой Сатана, для того чтобы понять, откуда он взялся. Это делает сам Коран:
И так разбираем знамения Мы, — возможно, возвратятся они! И прочти же им весть о том, кому даровали Мы знамения Наши, и отторг он их, ибо последовал он Сатане, — так стал он из заблудших! И если бы пожелали Мы того, то превознесли бы имя его. И, однако, приник к Земле он, ибо последовал страсти своей... Расскажи это рассказом, — возможно, задумаются они! (7:174-176).
Видите, в первом аяте говорится, что Аллах Сам поясняет свои притчи-образы. А далее обыгрывается: «последовал Сатане» — «приник к Земле, ибо последовал страсти своей». Земля — это образ материального мира, и речь идёт о том, что человек увлёкся земными (материальными) страстями, и стал жить по похоти (по своему хотению), забыв о духовных ценностях, о Боге. Из этого и следует, что Сатана — это наши низменные инстинкты, страсти человеческие, которые превращают человека в разрушителя и убийцу. В данном случае, слова братьев продиктованы завистью — «Юсуф милее отцу, чем мы», а зависть — это и есть страсть. Отсюда понятно, откуда взялось третье лицо — из нутра человека. Это голос самого порока, заговорившего в братьях, которые стали порочными. Коран же чётко дифференцирует то, от чьего имени человек ведёт речь — от своего (Сатаны) или от Божьего, то есть озвучивает Божьи мысли. Поэтому в аятах о Юсуфе и появляется такой резкий переход, непонятный человеку, читающему Коран по частям, то есть разорванно по смыслу. Поэтому в конце аята Аллах предлагает рассказывать (изучать) Коран (целостным) рассказом, то есть как Книгу с началом, серединой и концом, ибо если не читать начало, то многое будет непонятно, например, кто такой Сатана и откуда по контексту берётся речь в третьем лице.
Вот второй вариант речи в третьем лице, переданный в Коране:
И вот сказал Аллах: "О Иса, сын Марьям! Разве говорил ты людям: «Примите меня и мать мою двумя богами помимо Аллаха?». Сказал он:... (5:116).
Это разговор Аллаха с пророком Исой (Иисусом, мир ему), который состоится в Судный День. Интересно то, что он передан уже в прошедшем времени. Это потому, что в духовном мире, где состоится Страшный Суд, нет времени, там — вечность. Поэтому речь передана не столько в прошедшем времени («сказал» можно понять и как протекающий разговор — настоящее продолженное), сколько как сам факт разговора, который в духовном мире протекает всегда в настоящем времени. И арабский глагол «куллю» — «говорить», более передаёт саму идею разговора, который состоится между Исой (мир ему) и Аллахом в безвременном аспекте. Поэтому речь Аллаха об этом разговоре и передана Самим Аллахом в Коране в третьем лице.
Вот ещё случай, когда в Коране речь ведётся от третьего лица:
И Мухаммад — лишь посланник, прежде которого были посланники. Разве же если умрёт он или убит будет, обратитесь вспять вы? (3:144).
Здесь в третьем лице сказано о возможной смерти Мухаммада (сгв). Этим показано, что Писание предназначено не лично для Мухаммада (сгв), а для всех людей. Поэтому возведение таких текстов к определенному реальному лицу часто носит весьма условный характер. Ведь Коран — это мысль Бога, поэтому Писание — это Книга смыслов, общих для всех — в этом секрет речи, переданной в ней в третьем лице.
Хорошая статья. Краткость явно Ваша сестра