О, сыны Адама! Берите украшения свои для мечети каждой. Ешьте и пейте, и не расточительствуйте. Поистине, не любит Он расточительных! (7:31).
А в хадисе пояснено: «Ешьте, пейте, носите одежды и подавайте милостыню с одним только условием: не тратьте излишне деньги и не занимайтесь расточительством».
Видите, общие установки Корана в хадисах превращены пророком (с.а.с.) уже в конкретные правила. Мы пошли немного дальше, заметив, что когда-то такие знания из религии проникли в народ. И народная речь «обкатала» их до лаконичных формул, передающих житейскую мудрость. Так и рождались пословицы и поговорки. Говоря современным языком, народ создал из наставлений пророков (мир им) программу для преуспевания в жизни. И в нашем случае один из её пунктов звучит так: «Всё хорошо в меру».
Немного поясним. Любое излишество приводит к болезни, например, курение — как введение в организм лишнего (то есть того, чего там не должно быть), приводит к болезням дыхательных путей, а при продолжении — к раковым опухолям, рост которых и обусловлен поступлением в тело лишних химических веществ; излишняя пища — если всё время есть и не поститься, ведёт к атеросклерозу — отложению холестерина на стенках сосудов, служащих причиной инфарктов; а добровольное расточительство имущества ведёт к обнищанию, потому может быть приравнено к болезням ума, что также ухудшает качество жизни.
В достоверном хадисе, приводимом Ахмадом и Тирмизи говорится: «Аллах сделал запретным для пламени Ада плоть человека, который постоянно совершает до и после обязательного полуденного намаза по четыре ракаата ратибата». Сунна — это то, что было сделано сверх предписанного Аллахом. Отсюда следует, что человек попадает в Рай за Сунну, поэтому нужно стремится раскрывать религию по-новому. Мы это делаем при помощи науки, чтобы религиозные знания сделать более практичными для своего времени. Это и называется обновление веры. Этому учил сам пророк Мухаммад (с.а.с.), говоря, что «Аллах каждые сто лет будет обновлять веру».
Но это не происходит само по себе, нужны люди с новым мышлением. Для этого мы и объясняем связь религии с народом, чтобы люди (особенно верующие) понимали, что народная мудрость не противоречит мудрости Аллаха. И что одно можно подтверждать другим. Так, в хадисе сказано: «Воистину, верующий, когда совершает грех, то он становится чёрной точкой на его сердце, а если он покается и оставит этот грех, и упрекнёт себя за него — то очистится его сердце. А если он добавит ещё грех, то она увеличится, пока не покроет всё сердце». Эта та самая «ржавчина», о которой упомянул Аллах, свят Он и велик, в Коране:
Покрыла сердца их ржавчина от того, что было приобретено ими (83:14).
А вот пословица к нему: «Ревность, что ржа, губит сердца».
Такие фразы доказывают, что глас народа — это глас Божий. А пророк Мухаммад (с.а.с.) был пророком для всех народов.
Вот ещё пример этому. В хадисе сказано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «...доброе слово — милостыня». И есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно».
Или в хадисе сказано: «Праведная жена у праведного мужа подобна короне, украшенной золотом на голове царя». А в пословице это звучит так: «Не тот богат, у кого много добра, а тот — у кого жена верна».
Ещё пример. В хадисе говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Богатство не значит иметь много имущества, богатство — это когда сердце богатое». Пословица вторит ему: «Богатство таково бывает, каково сердце у человека».
Или Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек в религии своего друга; пусть посмотрит каждый из вас, с кем он дружит». Пословица звучит так: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу — кто ты!»
Думаем, достаточно для того, чтобы убедиться, что хадисы и пословицы схожи один в один. И эта одинаковость говорит о Едином Источнике хадисов и народных пословиц. Поэтому пословицы, где слова Аллаха переданы через пророков были подогнаны народом(ами) к конкретной ситуации и могут служить программой действия в быту для верующего любой конфессии. Это лишь сделает их мышление гибче и поможет следовать религии в разных условиях. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: «Заходи в Рай с каких пожелаешь ворот». «Сохранить» — это применить в своих условиях. Теперь это сделать намного легче. Уча этому, мы меняем мышление народов, после этого мир не останется прежним!
Таким образом, высшую ступень займёт человек, знавший наизусть весь Коран, но только при том условии, что он на деле следовал всем установлениям Корана.