→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

→ Архив статей

О ПАМЯТИ И ПАМЯТНИКАХ

вирт-мечеть1

Stepval

В Исламе запрещено изображать пророков, ангелов, полководцев или ученых. А как сохранить память о них для последующих поколений? Каковым должно быть почитание по-настоящему великих людей?

По Исламу, память о великих людях сохраняют так же, как и о не великих: в их делах, в книгах, в самой памяти. Просто значение великие имеют большее, поэтому они известнее. Говоря «в памяти», я имею в виду то, что человек знает наизусть. И вот в этом-то на самом деле всё и дело: можно ли довериться только невидимой памяти или всё же необходимы видимые изваяния, статуи и прочие изображения, запечатлевающие события? Ваш вопрос, Степан, интересен тем, что делит всё человечество на две части: тех, кто верит невидимому, и тех, кто не верит. В Коране так и сказано:

Которые верят тайному (2:3).

Тайное (арабск. «аль гаиби») по-другому ещё переводится как «невидимое». В данном случае лучше и не скажешь, именно «верит невидимому», потому что сохраняется память о людях самой памятью о них. А память невидима. И тут кто-то верит, что можно сберечь память о людях только тем, что просто помнить о них, а кто-то считает, что нужны более материальные атрибуты воспоминаний — картины, статуи, памятники, гравировки и т.п. Но если подумать, то как раз они-то и есть тлен. Ибо не выдерживают испытания временем — разрушаются от него. Сколько мы видели древних статуй с отломанными частями или картин без названий от неизвестных мастеров живописи. Теперь приходится только догадываться о том, кто на них, и чьи они. Да и сами эти картины требуют особого ухода, буквально просят не дышать на них, чтобы они как можно дольше не истлели от времени. А сохранять их так, сами понимаете, довольно накладно. Зато мы с лёгкостью вспоминаем имена великих полководцев, учёных и других исторических личностей не по оставленным картинам. Например, Александра Македонского, Авиценну, Архимеда, Конфуция, Чингиз хана... Их помнят «все», помнят, кто они и что сделали, хотя, может быть, в глаза не видели их портреты или статуи. Оказывается, память более надёжный банк данных, чем любой рукотворный материал. Это потому, что память не принадлежит человеку, а вся целиком находится в ведении Бога. Мы так и говорим, порой, «Дай Бог памяти!», и сразу вспоминаем, что нам нужно. Дело в том, что когда мы так просим, она приходит к нам откуда-то свыше. Поэтому медики до сих пор и не нашли участков в мозге, которые отвечают за память. Бывает так, что мозг человека физически травмирован, а с памятью у него всё великолепно. А бывает и наоборот, мозг вроде цел, а он ничего не помнит!

Но такие доводы всё равно не убеждает скептиков. Им «вынь да положь» статую. Вот тогда, по их мнению, память о человеке будет гарантирована! Повторю, это всё потому, что кто-то именно верит невидимому, в данном случае — возможностям невидимой памяти, а кто-то хочет всё же подстраховаться материальными предметами. И получается, не доверяет, не верит в силу невидимого.


Однако, Ислам тем и хорош, что не рекомендует ничего лишнего для человека, а лишь всё самое необходимое и надёжное. Аллах — Хранитель памяти — вечен, поэтому и память неумираема. Подумайте, у каждого народа существуют эпосы и предания о делах давно минувших дней. Например, предание о всемирном потопе. Откуда они взялись и как сохранились в таких различных тонкостях? А как раз от Аллаха — живого Свидетеля тех лет, передавшего эту историю заново народам, через богослышащих людей в них. Не случайно в Коране постоянно говорится о зикре. «Зикр» в переводе с арабского и означает «воспоминание». Например:

И вспомни рабов Наших Ибрахима и Исхака, и Якуба, обладавших заслугами и прозорливостью. 
Поистине, очистили Мы их чисто напоминанием о жилище. 
Ибо, поистине, они у Нас среди избранных, добрых.
И вспомни Ильяса и Зуль-Кифла, ибо все они из добрых.
Это напоминание, ибо, поистине, для богобоязненных пристанище благое (38:45-49).

Пророки — это лучшие из людей, посетивших этот мир. Поэтому они оставили о себе наиболее добрую память. Оставлять хорошую память после себя — одна из милостей Аллаха. Ни один человек не останется на земле вечно, но вечно может жить память о нём.

Мудрецы говорили, что хорошая память — это вторая жизнь. Ведь это оплата человеку за потерю его земной жизни — взамен жены, детей и земных благ. Один поэт сказал: «Живые среди мёртвых и мёртвые среди живых». Под «живыми» и подразумеваются те, кто оставил после себя добрую память. Человека в тот мир будут сопровождать его дела, определяющие мнение о нём. Поэтому по памяти мы узнаём попадёт ли человек в Рай или в Ад, то есть получит ли жизнь вечную, или смерть вечную уже окончательно в том мире. Помните, у нас в стране был лозунг: «Ленин и сейчас живее всех живых!» Сегодня время развенчало эту искусственную попытку создать образ очередного святого, сохранив портрет вождя мирового пролетариата в сознании людей, как весьма спорную личность. И эта спорность уже сводит всё на нет, и памятники не помогают в этом случае, поскольку сама память и определяет, кому поставлен памятник. Поэтому память сильнее памятника, и так будет всегда, пока стоит мир!

В хадисе сказано: «Вы, (мусульмане), являетесь свидетелями для людей в этой жизни». Свидетели — это те, которые предоставляют сведения. Это образ того, что человек должен был обращаться за настоящими сведениями к Аллаху, а не к памятникам и статуям, чтобы понять, что та или иная личность значила на самом деле. Этот закон подтверждается временем, которое раскрывает нам истинную суть тех, кого возводили в культ. В Коране есть такие аяты:

И хитрили они хитростью большой. И говорили: «Не оставляйте богов ваших никаких, не оставляйте ни Вадда, ни Сува, ни Ягуса, ни Яука, ни Насра!» (71:23,24).

Вадд, Сув, Ягус, Яук, Наср — всё это благочестивые люди, жившие во времена пророка Нуха (Ноя), которых потомки захотели сохранить в памяти, как образ людей праведных. И сделали им статуи. Но уже через поколение их стали обожествлять — так они превратились в языческих богов. То есть в основе происхождения этих «богов» лежит вполне обыденная история, утрата понимания которой и привела к дикарским культам и ритуалам. Поэтому нет ничего сильнее памяти, хранящей истинный смысл вещей. Через его поиск память и возрождается. А изображения, памятники, мумии — всё это ведёт к излишеству и ширку. Посему в Исламе так строго предписана охрана Единобожья. Ведь точный смысл — истина всегда одна.

Отсюда правило: всё невидимое приводит к Богу, всё видимое уводит от Него. Уходя от Него, человек теряет истинный смысл вещей и оглупляется. Кафиры говорят: «Народ без истории, что малый ребёнок без родителей и из него можно вылепить всё, что нам необходимо. Вложить в него свое миропонимание, свой образ мыслей». Память невидима, памятники видимы. Делайте вывод, что лучше. Невидимое ведь не значит слабое или несуществующее. Электрический ток тоже невидим, но никому же не придёт в голову сунуть два пальца в розетку! Поэтому в Коране на примерах пророков, человеку даны шаблоны того, что надо просить. Так, пророк Ибрагим (Авраам) просил о доброй молве после себя:

И обрати уста мои устами правды в последующих. (26:84).

И теперь его вспоминают, как человека, говорившего правду. Значит, нам этого будет достаточно и для этой, и для той жизни. Мы же помним о славных своих предках, сохраняя и бережно передавая память о них в своём роде. А то, что забываем, может быть так и нужно?

Отвечал Иршат НАЗЫРОВ, имам мечети «Иман нуры», г. Уфа

1 comment to О ПАМЯТИ И ПАМЯТНИКАХ

  • Хания

    Рахмат.Тоже буду так молиться.Пожалуйста, укажите адрес мечети.

Leave a Reply