→ Подписка на газету

→ Календарь новостей

Июль 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн   Авг »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

→ Архив статей

УРАЗА

Ассаламу алейкум, Рауль! Пожалуйста, скажи, как можно соблюдать пост Рамадан с наиболее лояльными и терпимыми условиями. Очень прошу — мы же все-таки можем подстраиваться под жизнь большого города, я хочу его соблюдать впервые в жизни и многих мелочей не знаю и вот хочу подготовиться заранее. И мне совсем не у кого спросить. Вообще, объясни, пожалуйста, если можешь, как его соблюдать? Я читала литературу, но она слишком сухая и непонятная, и мне кажется, тот Рамадан, который описывают у них, могут соблюдать только в Саудовской Аравии. Я, например, не представляю, что я не буду пить воду до заката солнца и не сглатывать слюну.

Анжелика Бахшиева , Санкт-Петербург


Ассаламу алейкум, Анжелика! Ваш вопрос затрагивает не только понимание основ Ислама, но и знание медицины. Так что мне придется осветить его и с точки зрения Корана, и с точки зрения врача.

Да, с непривычки может быть сложновато воздерживаться от пищи от восхода да заката солнца в течение месяца. Да при этом еще и работать. Только это еще не самое тяжелое в уразу. Куда труднее отказаться от привычного образа жизни, от самого образа мысли. Ибо преобразование человека и есть цель уразы. А чтобы это было приемлемым, попробуем понять назначение Рамадана, тогда станет ясно, что и как можно.

Рамадан — это месяц джихада, или усилия души по проникновению в духовный мир. В результате его, усердствующему открывается зеница Небес и происходит таинство общения с Аллахом. Именно поэтому все писания пророкам были продиктованы в Рамадан. «Визит» к Аллаху — и есть назначение Рамадана.
Значит Рамадан — это дверь в духовный мир, которая открывается раз в году. Из этого не следует, что Аллаха нельзя услышать в другое время. Из этого лишь следует то, что

Рамадан — это месяц тренировки, посвященный развитию Богослышимости. В него все земные приоритеты отходят на второй план, дабы человек в суете дней смог  воспарить над круговертью забот и услышать Бога.

Для чего это нужно? Для исправления. Дело в том, что Аллах при сотворении души человека, предначертал ему прекрасный путь творца и созидателя — наместника Бога на Земле, поставив его жизненною целью — исполнить свое Божественное предназначение.

Именно в области предназначения нам даны таланты или Божеские возможности, чтобы стать богоподобными. Их реализация — это и есть наша духовная жизнь. Но в ежедневной «крысиной гонке» этого мира, мы всегда захвачены умножением лишь материальных благ, забывая об истинной цели своего бытия, и утрачиваем свой божественный путь. Мы все время откладываем наши духовные дела на потом. И с этой точки зрения, Рамадан есть великое благо, дарованное Аллахом человеку, дабы он мог исправиться и выйти на тот путь, которым должен был следовать. В Рамадан же он может отринуть все земное и вспомнить о своей великой миссии, с которой и был отправлен на Землю. Ибо настанет день, и мы все вернемся к Нему для отчета.
Согласись, не каждый решится бросить свои привычные занятия, свой бизнес, приносящий ежедневный доход, на целый месяц, дабы посвятить себя лишь жизни духовной. Но когда это становится всеобщим явлением, то сделать это нетрудно. Потому Рамадан был предписан Аллахом всем.

Наш джихад в Рамадан — это ураза. Или по-русски — пост. Поститься — значит «победить страсть». А наши страсти — это и есть наш Сатана, который заставляет нас совершать противобожеские поступки. То есть Сатана — это все то, что мешает нам покориться Богу. И если мы справляемся со своим Сатаной — своими страстями, то ничто не мешает нам слышать и слушаться Всевышнего.

Поэтому пост — это, прежде всего, терпение /терний преодоление/. Так мы и побеждаем свои страсти — свои похоти, или проявление своего хотения. Образно говоря, мы выходим из под власти своего Сатаны, вновь возвращаясь к Богу.

Для этого мусульманин держит пост в трех мирах: в материальном мире, где  постится тело от материальной пищи; в духовном, где постится душа от соблазнов; и в мире разума, где постится наш разум от лукавого Духа, то есть мыслей, пришедших не от Аллаха.

Итак, тело наше постится от пищи материальной. Зачем это нужно? Объясню, как доктор. Ибо такой пост имеет глубоко медицинскую основу.

Пророк Мухаммад сказал: «Для сына Адама достаточно всего несколько глотков пищи, чтобы держать хорошую осанку». К сожалению, сегодня человек потребляет пищу в избытке. Под избытком пищи я подразумеваю не дорогие разносолы, и даже не обилие еды вообще, а лишь потребление ее с целью удовольствия, а не от голода. Пусть даже в небольших количествах, но постоянно. Но дело в том, что любая еда, даже не сладкая на вкус, содержит определенный процент сахара. А сахар является подпитывающим средством для всех органов и тканей, служа их природным стимулятором. И, поскольку мы все постоянно что-то жуем — пирожные, жвачки, сникерсы, то организм быстро привыкает к сахару, который становится для него допингом. И если мы хоть несколько часов по каким-то причинам не едим, то уровень сахара в крови уменьшается, а растренированное тело не может без привычного допинга. Тогда мы испытываем стресс: падает сосудистый тонус, как следствие этого снижается давление, мы ощущаем слабость, головокружение, порой тошноту и холодный пот с головными болями. Это как раз все то, что, скорее всего, и пугает вас в посте, когда вы говорите о «более лояльном и терпимом виде уразы, с возможностью подстроится под жизнь большого города».

 То есть весь этот страх упирается в чисто медицинский вопрос: а смогу ли я выдержать эту нагрузку? Ибо, теоретически вы уже решились на уразу, раз согласны ее держать. Значит, духовно вы к ней готовы.

Давайте же посмотрим, как относится медицина к голоданию. В целом, хорошо. В медицине даже существует особое направление — лечебное голодание. Голодают при этом достаточно долго, (иногда  аж по 90 дней!), что вообще само по себе говорит о больших резервных возможностях нашего организма. Кроме того, у врачей принята и другая разновидность постов — это всевозможные диетотерапии. В том числе, среди них есть диеты, при которых человек непродолжительное время вообще ничего не ест и не пьет. Например, раз в неделю по 6-12 или 24 часа в сутки. Так что пост не так «опасен» для организма, как это может показаться обывателю.

Продолжительность же голодания врачами регулируется индивидуально, исходя из состояния пациента. Интересно, что говорит сам Коран о подобных вещах: "Скажи: «Не клянитесь вы. Повинуйтесь лишь принятому. Поистине, Аллах сведущ о том, что деяете вы!» (24:53). Еще популярнее об этом сказано в хадисе: "Всякий раз, когда мы присягали посланнику Аллаха на верность и повиновение, он неизменно добавлял: «По мере ваших возможностей». Другими словами, и Коран, и хадис смотрят на это с медицинской точки зрения. Ведь они говорят о том, что человек не должен брать на себя обязательств, которые не сможет выполнить. Ибо Аллаху не нужны напрасные жертвы, Ему нужно качество. А оно возможно лишь при тренировке. Например, если от природы сильного человека без подготовки заставить поднять большой груз, то он может надорваться. Это медицинский факт. То же самое и с уразой: если вы  не в состоянии ее держать, то это уже вопрос медицинской компетенции. Потому больные, ослабленные люди, беременные женщины, а также воины во время войны освобождаются от поста. И если вы чувствуете, что не можете выдержать уразу полно, то вы можете «войти» в уразу, то есть начать держать ее столько дней, сколько сможете, потом прерваться, а затем «выйти» из нее, то есть продержать несколько последних дней. И она также зачтется вам Аллахом, как если бы вы держали ее всю. Ибо в этом случае вы все равно  выдерживаете единый ритм работы организма, предписанный  в этот месяц.

Пророк Мухаммад сказал: «Знай, что помощь Всевышнего Аллаха рабу. Своему — по степени его намерения». Это значит, что Аллах судит человека по его намерению. Поэтому иногда выраженное нами намерение, может быть зачтено как действие, в тех случаях, когда не было возможности его осуществить. Но когда возможно держать уразу полностью, то это необходимо  делать. Ибо в этом есть свой сакральный смысл, к которому я вас постепенно и подвожу.

Сам Аллах разрешил дополнять пропущенные в Рамадан дни поста в другие  месяцы. Это также говорит о том, что человек должен держать уразу по своим возможностям. Видите, как на самом деле мягко обстоит дело с «догмами» в Исламе. Ибо есть закон /хак/, то есть то, что должно быть исполнено. А есть шариат — направление или рекомендации по его исполнению. Они весьма гибки, что позволяет придерживаться закона во все времена. Это потому, Анжелика, что религия была создана для человека, а не человек для религии. То есть религия — это комплекс норм поведения, облегчающих, а не осложняющих нашу  жизнь. Поэтому и Коран, и медицина рекомендуют подходить к таким вещам, как ураза, разумно, исходя из состояния вашего организма, ваших возможностей.

Таким подходом и следует руководствоваться. И тогда многое из религии вам предстанет в ином, более жизнерадостном свете. Иначе, без понимания смысла Божественных установок, религия представляется нам мрачными догматами, абсолютно неприемлемыми для современных людей. Цель же религии — привести человека к Богу.

Это происходит через соблюдение Его Законов. Поэтому исполнение Законов Божьих — это и есть цель, а пути их соблюдения — это средства. И средств по достижению цели всегда  бывает великое множество. Все зависит лишь от ваших возможностей. Именно по этой причине мы все приходим к Богу по-своему. Это ведь в нашем мире один протоптал тропу, и все по ней ходят. В мире Духа не так — каждый идет к Аллаху своим путем.

Но что дает здоровому человеку воздержание от пищи? Ибо уразу  положено держать здоровым, а не больным. Чтобы на это ответить, давайте уточним лечебный механизм действия уразы. Надо сказать, что хотя лечебные голодания и приносят видимое улучшение состояния, но говорить о самом излечении не верно. Ведь по данным исследований, патология не исчезает вовсе, а просто «притухает», впрочем, иногда значительно регрессируя. А иногда  и наоборот — обостряется. Так, на моих глазах, у одного из только что прошедших подобный курс 40-дневного голодания в специализированной клинике, на фоне значительной потери веса открылась рвота с содержанием темной крови и болями в эпигастрии. Это классическая картина язвы желудка в стадии обострения, которая у него и была в анамнезе. Такие факты говорят о том, что само по себе голодание не обладает лечебным эффектом.

Но тогда в чем же его лечебная польза? Оказывается, при умелом применении оно создает благоприятный фон в организме для исцеления.

Положительный момент голодания основан больше на стрессовом механизме действия, нежели на выведении всякого рода токсинов, о которых так любит писать популярная литература. Стресс вызывается отказом от пищи, привычной для организма. И вот здесь нужно знать, что есть два вида стресса — положительный /эффстресс/ и отрицательный /дистресс/. Положительный стресс стимулирует наш иммунитет, а отрицательный угнетает. И длительные голодания вызывают отрицательный стресс, ибо истощают организм, снижая нашу природную сопротивляемость. А кратковременный отказ от пищи, наоборот, стимулирует сопротивляемость организма и активизирует иммунитет.

Поэтому медики сегодня предпочитают назначать каскадные /кратковременные и цикличные/ голодания, которые лишь подстегивают работу иммунной системы, но не истощают резервы нашего организма. А как раз такой  вид голодания и используется при уразе. Ведь после заката человек может есть и пить. А то, что во время уразы нельзя по- треблять жидкость, имеет свою пользу — это несколько повышает температуру тела, по сравнению с обычной, что способствует уничтожению возможной инфекции.

Переход же с дневного питания на ночное усиливает стрессовый момент за счет смены биоритмов. Таким образом, наш организм получает мощный толчок для избавления от разного рода хворей.

В этом и заключается врачебная польза уразы. И именно этот эффект, умноженный верой постящегося, лежит в основе разного рода «чудесных» исцелений во время нее.
Поэтому кратковременные воздержания от пищи раз в году нужны человеку. Они служат естественным стимулятором для повышения сопротивляемости организма.  
Но и это еще не все. Никакое  просто медицинское голодание не сравнится с уразой. Ибо ураза — это сложный комплекс взаимосцепленных не только физических и психологических установок, которые делают ее системой выживания. А система — это великая вещь. Благодаря ей, можно достичь выдающихся результатов. Потому что система всегда кругозорка. То есть она предусматривает все возможные жизненные ситуации, отрицательно влияющие на нас, позволяя противостоять им. А вы, конечно, понимаете, что человеку предусмотреть все случаи жизни в силу ограниченности его разума невозможно /как говорится, знал бы, где упасть — соломку постелил бы/. 

Но Бог это может. Только Его Всеобъемлющий Разум способен на это.А мы можем лишь следовать сказанному Им в Коране. Вот с этой точки зрения, Анжелика, все имеющиеся в медицине так называемые оздоровительные системы и подсистемы не являются таковыми, а служат лишь однобокими действиями, поскольку основаны на гипотезах, определяющих отдельные  направления во врачебной науке. И гипотезы эти часто противоречат друг другу, порой заводя умы ученых в тупик. И отсутствие  системы нехорошо уже тем, что не позволяет гибко реагировать на изменения окружающей среды. А это влечет за собой исчезновение биологических видов.

Так, без применения Божественных систем, заложенных в Коране, мы тоже в какой-то степени стали деградировать, как вид. Например, человечество с каждым годом испытывает все большую потребность в пилюлях, инъекциях, пересадке органов, технической защите от среды своего обитания и т.п. Нам для выживания все больше становятся необходимы допинги и запчасти, хотя возможности самого человеческого организма практически безграничны.

Что же происходит? Благодаря отсутствию специальных систем по регуляции жизнедеятельности нашего организма, человек вошел в диссонанс со своей природой.

Мы утратили чувство меры во всем, и, прежде всего, в еде, Мы едим, когда не голодны, и пьем не от жажды, а для наслаждения. Это приводит к тому, что первозданные инстинкты внутри нас не срабатывают, и мы уже не слышим голоса природы. И потому мы уже не можем  подстраиваться к ритмам окружающей среды, а значит, и не можем противостоять изменчивости мира. Наша защита дает сбой. Разлад наших биоритмов с биоритмами природы и есть основа заболеваний. А ураза способствует восстановлению природных биоритмов в нас, поскольку обозначает меру в трапезе. В Рамадан же наши биоритмы синхронизируются с природными ритмами. Организм входит в нормальный рабочий режим и крепнет, начиная самоисцеляться.

Но этим только эффект говенья не ограничивается. Дело в том, что физиология наша тесно связана с психикой. И избыток разнообразной пищи, превращает ее в удовольствие, порождая и психологическую зависимость от еды. Это вызывает искажения в нашем разуме, ибо, позволяя себе чрезмерное в одном, мы позволяем это и во всем остальном, переставая задумываться о последствиях. Тогда Законы Аллаха оборачиваются для человека наказаниями в виде болезней тела и духовного отупения: люди становятся духовно слепоглухонемыми. Мы перестаем видеть, слышать и говорить с Богом. Постепенно такой человек превращается в человека-скота, живущего лишь животными инстинктами — помягче поспать, послаще поесть, поменьше напрягаться. Так, сладость вседозволения усыпляет разум человека, превращая его в духовное чудовище, не могущего терпеть даже самых мало-мальских лишений своего материального комфорта. В ужасе такие готовы на все, чтобы лишь сохранить свой привычный быт. Страх парализует их. И они теряют самую человеческую сущность — способность к творчеству. Эту дарованную нам Богом возможность идти по непроторенному пути, дабы прорваться в неизведанное, и открыть что-то новое.   

Когда  же мы терпим без материальной пищи, то закаляется и крепнет наш дух. Укрепление духа же создает предпосылку и для духовного взлета. Поэтому материальный вид поста создает основу для двух нематериальных постов.
И тело наше постится ради души. Ибо физический взлет порождает и взлет духовный.

Ведь беспрестанная еда, пресыщая его вкусами, влияет и на душу, через чувства. А душа — это и есть начало чувствующее. Обильная еда опьяняет человека, вырабатывая зависимость от нее, вводит в духовное рабство. Это заметили еще египетские жрецы и сделали пищу культом среди народа, дабы управлять им. Ведь зависимого человека легко подчинить. Для этого же популяризировали и спиртное, которое разжигало аппетит, дабы еще больше вогнать его в зависимость. А прежде люди ели мало и почти не пили.

Сама душа постится от соблазнов. Как вино пьянит тело, так душу опьяняет избыток чувств. Щекотать чувства быстро входит в привычку. Но зависимости от разных наслаждений истощают нашу энергию, рассеивают духовный потенциал. Поэтому в

Рамадан принято удерживаться от развлечений. Ничто не должно смущать человека во время его интеллектуальной деятельности. Духовная концентрация — вот девиз этого месяца. Ибо Рамадан — это путь к Аллаху.

Душа же постится ради Духа. Дух — это мысль, пришедшая от Бога в разум человека. А разум — это наш невидимый орган мышления. И разум в этот месяц постится от знаний материального мира — от суетной и изменчивой информации, дабы наполниться Духом Господним или вечными истинами незримого мира. Потому и должно в этот месяц  изучать Коран, где сосредоточены Божественные мысли. Именно они позволяют нам вновь обрести глубину и смысл существования.

Ведь в суете, мы перестаем слышать Бога. И наши деяния становятся немудрыми, а речи — пустыми, лишенными подсказки Всевышнего. И человек отклоняется от пути прямого, переставая копить мудрость в разуме. А значит, переставая быть угодным Богу. В той или иной степени это свойственно каждому, поэтому Аллах выделил один из двенадцати месяцев для восстановления Богослышимости через работу с Писанием.  
Состояние сознания человека, неслышащего Бога сродни пребыванию во тьме ночи.

Потому и называется «ночью разума». Это метафизическая ночь. Ибо духовные глаза и уши его закрыты завесой материи, и он не видит и не слышит Аллаха. Такой человек не уверен ни в чем. Не слыша Бога, он живет собственным мнением, или сомнением. Он идет по жизни блуждая и мучаясь, вынужденный всегда ошибаться. 

Богонеслышащий человек — это  и больной человек. От вечного сомнения его терзают страхи и печаль, порождая беспокойство души, которое ослабляет разум, душу и тело. Тогда любая грязь легко проникает в нас, вызывая заражение  и через это — болезнь. Этим нехорошо пребывание в ночи разума.

В Рамадан же, тело, душа и разум очищаются в посте от материальных излишеств, духовных соблазнов и лукавых мыслей этого мира. И настраиваются слышать Аллаха. Настроенность — это «строенность», когда все три части — тело, душа и разум единятся в своем порыве к Господу. Эта духовная практика, длящаяся месяц, и порождает вначале физический, затем духовный, а затем и интеллектуальный взлет, который мы называем прозрением. Ибо тогда наше сознание прорывается в мир разума. Это тот самый Биокомпьютер, где сосредоточены знания о мире. Именно оттуда на человека нисходят озарения. Поэтому состояние сознания, пребывающего в духовном мире, называется «днем разума».

Обычно это происходит ближе к концу Рамадана, когда практика поста достигает своего апогея. Момент прорыва в день разума называется «ночью Аль Кадра», когда человек из затемненного состояния сознания попадает в просветленное состояние. Принято считать, что это происходит в последние три дня Рамадана. Но это условно. И у кого-то он наступает раньше, у кого-то — позже. Это зависит от самого человека: насколько он верил, усердствовал, настраивался.

Аль Кадр же означает «предопределение». Ибо в «Аль Кадр»  человеку даруются те из знаний, что Аллах предопределил ему открыть по степени усердия самого человека.

Поэтому ночь Аль Кадра еще называют «ночью исполнения желаний». Ведь новые знания и помогают осуществлять желания. Скажем, если человек очень желал что-то получить, и просил об этом Аллаха, то Аллах не низводит ему в эту «ночь» саму вещь, а лишь надежную мысль о том, как ее получить.

Можно также сказать, что Аллах низводит нам в этот месяц индивидуальную программу для работы на год. Вот как говорит о «ночи» Аль  Кадра Коран: «Нисходят ангелы и Дух в нее с дозволения Господа их для повелений всяких. Мирна она до восхода зари»(97:4,5). Ангелы — это порывы, окрыляющие человека из-за пришедшего от Него Духа — мысли Господа. А Его мысли всегда значимы, поэтому «ночь мирна», где мир — это мудрость и разум. Вот это-то и есть ключ к исполнению желаний человека в нашей жизни. Господь же находится «на Небесах», то есть в духовном мире. Поэтому говорят, что в эту ночь открывается зеница Небес.

Тогда мы и слышим  «голос» Аллаха, который по-арабски называется Кораном. Коран, или арабское Куран, толкуется как «кулю Раббанахум», что значит «говорит Господь ваш». Поэтому всю уразу человек и должен работать с Писанием. Ибо Коран — это то, что человеку открывается из Книги в виде прозрения. И сам пророк Мухаммад впервые услышал Коран — речь Аллаха в «ночь» Аль Кадра.

«Ночь» Аль Кадра — это  кульминация Рамадана. Вот ради этой  мистической ночи мусульманин и держит уразу.  Ибо ураза — это медицинская система, которая помогает человеку «войти в Биокомпьютер», то есть выйти на новый уровень сознания. В эту «ночь» практику открывается Коран. И тогда обычный человек может стать сверхчеловеком. В этом и заключен сакральный смысл этого месяца.

Надеюсь, Анжелика, я помог вам развеять ваши сомнения относительно возможности держать уразу современному человеку. А также пролил свет на ее тайную цель. Может быть, это придаст вам больше сил для того, чтобы участвовать в этом благородном деле. На прощание, предлагаю вам прекрасные стихи, посвященные ночи Аль Кадра. Именно за подобные произведения об Исламе Аллах даровал великому поэту Нобелевскую премию. 

НОЧЬ АЛЬ-КАДРА 

Ноь Аль-Кадра… Сошлись, слились вершины
И выше к небесам воздвиглись их чалмы.
 Пел муэззин… Еще алеют льдины
Но из теснин, с долин уж дышит холод тьмы.
  
 Ночь Аль-Кадра… по темным горным склонам
Еще спускаются, слоятся облака.
 Пел муэззин… Перед Великим троном
Уже течёт, дымясь, Алмазная река.
 
 И Гавриил — неслышно и незримо —
Обходит спЯщий мир… Господь, благослови
 Незримый путь святого пилигрима
И дай земле твоей ночь мира и любви!      

                          Иван Бунин

Leave a Reply